Взрыв над Уралом

По данным обсерватории Екатеринбурга, 15 февраля 2013г в 07.23 мск над территорией Челябинской области прошел метеоритный дождь в виде болидов. Яркую вспышку и огромный белый «хвост» от него высоко в небе, а также последовавшую за этим сильнейшую взрывную волну, принимали за НЛО, взорвавшийся самолет, затем упавший объект стали называть метеоритом...

Специалисты выясняют природу космических тел, упавших рано утром в пятницу на Урале: выдвигаются версии о метеоритном дожде, метеоре или звездном болиде, сгоревшем в слоях атмосферы. Инцидент коснулся жителей Тюменской, Курганской, Свердловской областей, а также северных территорий Казахстана, однако основные повреждения зафиксированы в Челябинской области — во многих зданиях выбиты стекла, пострадали более сотни человек.

В Челябинске . около 9-30 утра прогремел взрыв. Очевидцы видели вспышку в небе, затем услышали сильный хлопок. В жилых домах и магазинах взрывной волной выбило стекла.

Над  Челябинском, по  словам очевидцев, произошла вспышка  и взрывная волна выбила в  зданиях стекла. В настоящее время идет эвакуация людей из зданий, а также  детей из школ. В городе пропала вся сотовая связь.

Междут тем, сообщения о вспышке в небе приходят также из Кургана, Екатеринбурга и Ханты-Мансийского АО.  Вот, например, от пользователя, подписавшегося Дмитрий Ткаченко:

"Ребятки! 20 минут назад в Кургане видел собственными глазами вошедшую в слои атмосферы комету! Сначала выглядела как сигнальная ракета, потом всё ярче и крупнее... над горизонтом (как над крышами домов) взорвалась, разлетелись ярко красные мелкие кусочки в разные стороны, а след как за реактивным самолётом минут пять в небе оставался..."

Как сообщили ИТАР-ТАСС в ГУ МЧС по Свердловской области, "возможно, это метеориты". "Мы собираем всю информацию", - сообщили в ведомстве. Напомним, ранее сообщалось, что мимо Земли сегодня должен пройти астероид, диаметр которого сопоставим с половиной футбольного поля.

По сообщениям очевидцев, в небе над Екатеринбургом в районе Вторчермета зафиксирована яркая вспышка. Некоторые предполагают, что упал или самолет, или метеорит.

Почитать     Астероиды

«Короче, минуты три назад в небе полоса, явно с клубами дыма. И вспышка, что освещение по комнате, как в суперъяркий солнечный день, я открыла окно, что-то рвануло, стекла полопались у нижних этажей, у меня уши заложило, один сильный и несколько послабее. бля что это», — пишут очевидцы.

Как отметили в Коуровской обсерватории, «данное явление очень похоже на падение метеорита. Чисто теоретически это мог быть метеорит. Ежедневно на землю падают десятки метеоритов, которые разрушаются в верхних слоях атмосферы, но некоторые долетают до земли».

Как сообщили сегодня  в пресс-службе УРЦ МЧС, 15 февраля в десятом часу утра над Челябинском взорвался «болид» – солидный метеорит.

...Боли́д (греч. βολίδος; от βολίς — метательное копьё) — метеор яркостью не менее −4m (ярче, чем планета Венера), либо имеющий заметные угловые размеры. Международный астрономический союз не имеет официального определения понятия «болид».

Болиды часто оставляют яркий след (хвост) из пыли и ионизованных газов. Метеориты, перед выпадением на Землю, видны как болиды. Пролёт может сопровождаться звуком и/или нарушением радиосвязи.

Крупные болиды можно наблюдать днём. Одним из крупнейших болидов является- болид Бенешов. Его светимость достигала −21m звездной величины (для сравнения: блеск Луны примерно −13m, Солнца −26m). А падение Сихотэ-Алинского метеорита было «ярче солнца», «отбрасывало тени» (падение произошло днем) и «слепило глаза».

Когда ударная волна идет к Земле с большой высоты и  достигает поверхности, то она ломает ветки, валит деревья, если речь идет о тайге, как это было 10 лет назад во время падения Витимского болида

Для наблюдения за болидами были созданы болидные сети в США, Канаде и Европе. Однако они не показали особой эффективности. Сейчас наблюдение за болидами ведется и со спутников. Явление изучается метеоритикой...

Почитать     Кометы

Это произошло на высоте 10 километров. «Взрыв сопровождался вспышками и взрывной волной, в результате были выбиты стекла, есть разрушения. В Свердловской области наблюдался инверсионный след. К слову, вспышка была видна (помимо Челябинской и Свердловской областей) также жителям Курганской области и в Казахстане», – отметили в ведомстве.

Почитать       Комета  ISON

В настоящее время по факту происшествия проводится проверка. В УРЦ МЧС создана специальная оперативная группа, которая отслеживает всю поступающую информацию о ЧП.

При этом в ведомстве полностью опровергают информацию о возможном падении самолета или ракеты. Пока решений о введении режимов ЧС не принимается.

Министерство обороны, Росатом, энергетики, промышленные предприятия сообщают, что все их объекты, расположенные в районе инцидента, работают в штатном режиме.

Единственным учреждением, получившим серьезные повреждения, стал цинковый завод в Челябинской области — там частично обрушилась крыша из-за волны, вызванной падением метеорита.

«Из-за падения метеорита волной на цинковом заводе частично выбило крышу и стену», — сообщили в пресс-центре МВД.

Также оказались повреждены несколько десятков отделений почтовой связи в Челябинской области. Взрывной волной были выбиты стекла и рамы, повреждены двери, стены и потолки в почтовых отделениях Челябинска, Копейска, Южноуральска и Троицка.

Больше всего пострадал Челябинский магистральный сортировочный центр, где были выбиты витражные стекла вместе с оконными рамами. Работа центра по обработке почтовых отправлений временно приостановлена.

Свыше 1000 человек обратились за медицинской помощью после падения обломков метеорита — в основном из-за порезов от выбитых стекол. Однако, по данным полиции, тяжелых травм никто не получил.

«На берегу озера Чебаркуль, противоположного одноименному населенному пункту, военнослужащие отдельной танковой бригады обнаружили место предполагаемого падения одного из фрагментов метеорита — воронку диаметром около 6 метров», — сказал официальный представитель Центрального военного округа полковник Ярослав Рощупкин и добавил, что радиационный фон в месте падения не превышает нормы.

Челябинский Метеорит, по последним данным физиков, представлял собой тело весом 10-18 тысяч тонн, диаметр 17-20 метров в поперечнике.

Болид  вошел в земную атмосферу на скорости 64 тысяч километров в час, чуть ли не в 70 раз превысив скорость звука, поэтому яркая вспышка осветила небо задолго до удара о Землю.

Мощность взрыва, который произошел в момент входа в атмосферу метеорита, рухнувшего затем на Урале, превысила 300 килотонн. Это в 20 раз больше, чем количество энергии, освободившейся при взрыве атомной бомбы в Хиросиме в 1945 году, сообщили в пятницу в НАСА.

Взрыв метеорита над Челябинской областью вызвал колебания в земной коре по всему миру – ударная волна прошла сквозь планету и спровоцировала мелкие землетрясения, которые зафиксировали сейсмические станции.

Ударная волна прошла сквозь центр Земли и была отмечена сейсмологическими службами по всему миру, вызвав небольшие землетрясения магнитудой до 2,7.

Данный метеор является крупнейшим из упавших на Землю небесных тел подобного типа с момента падения Тунгусского метеорита в 1908 году.

Кстати, есть мнение, что Челябинский Болид был уничтожен в воздухе светящимися шарами ( по меньшей мере двумя ), тем самым было исключено его падение на Землю, что могло привести к непредсказуемым последствиям. Предполагается, что аналогичной атаке подвергся и Тунгусский метеорит.

Европейский геостационарный метеоспутник Meteosat-10 получил фотографию следа метеорита, упавшего 15 февраля в районе Челябинска. Изображение опубликовано на страничке Европейской организации спутниковой метеорологии на фотохостинге Flickr.

На снимке можно рассмотреть облака пара, возникшие в атмосфере в результате падения метеорита. Геостационарный спутник находится существенно западнее Челябинска, поэтому фотография сделана сбоку.

Фотография получена с помощью инструмента SEVIRI, предназначенного для наблюдения за состоянием атмосферы. SEVIRI снабжен 12 каналами, чувствительными к разным длинам волн света, однако опубликованное изображение сделано в оптическом диапазоне (канал HVR).

Спутник Meteosat 10 входит в европейскую систему метеоспутников EUMETSAT. В ее составе имеются как геостационарные, так и подвижные полярные спутники.

В последствие, ученые обнаружили, в районе озера Чебаркуль и южнее Челябинска, фрагменты, по уточненным данным, всего более 100 частиц, а вес одной из них более килограмма, метеорита, упавшего в пятницу утром под Челябинском. Их внеземная природа подтверждена химическими исследованиями, сообщил РИА Новости член комитета РАН по метеоритам Виктор Гроховский из Уральского федерального университета.

«Мы буквально только что закончили исследование, мы подтверждаем, что частицы вещества, найденные нашей экспедицией (УрФУ) в районе озера Чебаркуль, действительно имеют метеоритную природу. Этот метеорит относится к классу обыкновенных хондритов, это каменный метеорит с содержанием железа около 10%. Скорее всего, ему будет присвоено название "метеорит Чебаркуль”, — сказал он.

Предполагается, что до поверхности Земли долетело около тысячи тонн обломков метеорита. Как сообщает РИА Новости, со ссылкой на директора Института геохимии и аналитической химии РАН Эрика Галимова, это не более 10 процентов от исходной массы метеорита, остальная масса превратилась в пыль и рассеялась в атмосфере.

По словам Галимова, из тысячи тонн сотрудникам Института геохимии и аналитической химии РАН удалось собрать около трех килограммов. «Это то, что мы собрали своими руками, какое-то количество попало в руки любителей», — пояснил собеседник агентства.

«Сбор метеоритов напоминал сбор грибов, мы ходили по снегу и искали подозрительные дырки в снегу, раскапывали. Они рассыпались по площади длиной примерно 100-150 километров и шириной 20 километров», — рассказал РИА Новости заместитель руководителя лаборатории метеоритики ГЕОХИ Дмитрий Бадюков.

По мнению Галимова, основную массу обломков метеорита удастся найти весной. Большая часть обломков метеорита упала в районе озера Чебаркуль.

Предлагается интересная страничка для просмотра о Чебаркульском болиде- фото, видео.

Финские ученые из проекта по радиозондированию атмосферы KAIRA определили пространственный радиант Чебаркульского болида — место на небесной сфере, откуда с точки зрения земного наблюдателя летело космическое тело — оно находится в созвездии Пегаса.

Жители ряда регионов Урала в пятницу утром, 15 февраля, наблюдали полет болида — огненного шара с дымным хвостом. Падение завершилось яркой вспышкой и мощным взрывом, ударной волной были повреждены здания, выбиты стекла, более тысячи человек обратились за медицинской помощью.

В этот же день вечером в 27 тысячах километрах от Земли пролетел астероид 2012 DA14, поэтому сразу возникли предположения о связи этих двух событий. Однако астрономы заявляли, что это два разных космических тела, никак не связанные между собой. Это подтверждают и расчеты, выполненные специалистами KAIRA (Kilpisjдrvi Atmospheric Imaging Receiver Array), которые занимались радиолокацией астероида.

«Астероид 2012 DA14 приближался к Земле с юга, пролетел мимо Земли и ушел на север. Однако Челябинский болид пришел с другого направления, с точки зрения наблюдателя, находящегося в городе, его радиант был выше и левее восходящего Солнца», — говорится в сообщении.

По оценкам финских ученых, радиант Челябинского болида имел прямое восхождение (долгота на небесной сфере) 22 часа и склонение (широта) — +20 градусов. Эта точка находится в созвездии Пегаса, правее созвездия Лебедя.

Конечно, все это хорошо, что финские ученые озабочены тем, что происходит в соседней стране. Но, странно одно, в день 15 февраля 2013г. в безмерном космическом пространстве в условной точке Земля разминулись два небесных странника, летящий с разных сторон. Это что, планета в этот день была астероидным медом намазана?...

Выводы и прогнозы

Ученые разошлись во мнениях относительно природы этого явления. Одни считают, что он никак не связан с приближающимся к Земле 45-метровым астероидом 2012 DA14, который достигнет минимального расстояния с нашей планетой около 23.00 мск пятницы.

«Это никак не связано, астероид сам по себе, метеорит сам по себе. Астероид летит один, а метеороиды — это постоянно повторяющийся рой», — заявила РИА Новости заведующая учебным автоматизированным астрономическим комплексом Новосибирского государственного университета (обсерватория «Вега») Альфия Нестеренко.

В свою очередь астроном Леонид Еленин из Института прикладной математики имени Келдыша сказал РИА Новости, что связь метеорита с приближающимся астероидом маловероятна.

«Это достаточно небольшое тело, вряд ли можно ожидать, что его сопровождает рой более мелких объектов», — сказал Еленин.

Однако, подчеркнул он, пока с уверенностью говорить об этом невозможно, поскольку нет никаких данных о траектории полета челябинского метеорита.

«Нужно понять, согласуется ли траектория орбиты с орбитой астероида. Из имеющихся данных пока никаких выводов сделать нельзя», — заявил астроном.

Начальник отдела научной информации Института космической информации РАН Юрий Зайцев поделился своим мнением по поводу произошедшего метеоритного дождя под Челябинском. Он отметил, что на Земле ожидается еще больше падений небесных тел и метеоритных дождей.

Большинство метеоритов, которые мчатся к Земле, не видны. Существует система контроля космического пространства. Она входит в состав армии ракетно-космической обороны (РКО) России. У американцев она тоже есть, и куда более насыщенная. Только вот ориентирована на искусственные объекты — ракеты, спутники. Метеориты эти системы мало интересуют. Для того, чтобы осуществлять контроль околоземного пространства, нужны РЛС значительно большей мощности и имеющие иную диаграмму направленности. Нужно создавать свои системы, считает начальник отдела научной информации ИКИ РАН Юрий Зайцев.

Для того чтобы понять, что именно пронеслось над Челябинском, нужно анализировать траекторию полета и другие факторы. На самом деле, сказал Зайцев, это явление не такое уж редкое. В прошлом году были такие случаи в Америке в апреле и Китае в феврале. Еще один инцидент был в Башкирии, где потом нашли обломок весом в несколько сотен килограмм.

Как прогнозирует эксперт, метеоритов теперь станет падать еще больше.

«Земля вошла в особую зону действия, теперь будет больше метеоритов и дождей», — сказал он.

Многие говорят, что эпизод в Челябинской области может быть связан с приближением к Земле астероида 2012 DA14, сближение которого с нашей планетой обещало показать НАСА. Ожидается, что объект весом 130 тыс. т пролетит на рекордно близком от нашей планеты расстоянии.

Однако пока что у исследователей нет точных сведений о траекториях как утреннего метеорита, так и ожидающегося астероида. «Такие догадки можно будет строить только когда пройдут ночные наблюдения», — поделился Зайцев. Пока что измерения и цифры весьма примерны.

Международной группе ученых, возглавляемой специалистом из России, удалось впервые определить скорость, массу и яркость фрагментов метеорита, упавшего в феврале текущего года на территории Челябинской области. Об этом сообщило в среду Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства /NASA/.

Его специалисты участвовали в исследовании под руководством старшего научного сотрудника Института динамики геосфер РАН Ольги Поповой. Изучив обломки Чебаркульского метеорита и видеозаписи их падения на Землю, ученые установили, что объект массой около 11 тонн вошел в атмосферу нашей планеты на скорости 19 км/сек. Там он распался на мелкие части, средняя скорость которых у поверхности Земли возросла до 30 км/сек. При этом людям, которые находились на расстоянии 100 км от падения обломков, они казались ярче Солнца.

В исследовании указывается, что многие фрагменты сгорели в атмосфере, не достигнув Земли. Всего на территорию Челябинской области обрушились части метеорита общей массой примерно 4-6 тонн. Самый крупный фрагмент весом 650 кг в октябре был поднят со дна озера Чебаркуль.

Ученые Института геофизики Уральского отделения РАН уточнили массу крупнейшего осколка Челябинского метеорита, который хранится в Челябинском краеведческом музее. По результатам серии высокоточных гравиметрических измерений вес основного фрагмента метеорита «Челябинск» составил 473 килограмма, сообщил ТАСС исследователь небесного тела — старший научный сотрудник Института геофизики Уральского отделения РАН Аркадий Овчаренко. Это значительно ниже данных, распространенных в научной среде и приводимых в Википедии (общая масса всех осколков — 654 кг).

«Сразу после подъема из озера Чебаркуль взвешивали его неспециалисты на электронных автомобильных весах, которые во время взвешивания сломались. Кто-то якобы успел заметить — 534 кг. Этим и было вызвано распространенное заблуждение», — сказал ученый. По его словам, с тех пор не было попыток точного взвешивания, да и технически это было невозможно. К измеренному весу 473 кг ученые допускают поправку плюс-минус 20 кг. Как ни странно, связано это с высочайшей точностью измерений гравиметра. «Оборудование реагирует на вибрацию здания музея и сейсмические колебания от удаленных землетрясений. К тому же нам дали возможность проводить эксперименты только в рабочее время, и перемещение посетителей вокруг музейной витрины тоже влияло на точность», — сказал Овчаренко.

Ученые уточнили и среднюю плотность вещества. С учетом объема метеорита, по данным проведенного ранее трехмерного лазерного сканирования (0,1533 кубических метров), средняя плотность космического вещества составила 3,085 грамма на кубический сантиметр. Это не требует пересмотра природы небесного тела и основного вещества, но может привести к переоценке массы всего Челябинского метеорита", — сказал Овчаренко.

В научных журналах Nature и Science другая международная группа ученых опубликовала исследование, согласно которому, столкновение небесных тел весом более 10 тыс. тонн с Землей может происходить примерно каждые 30-40 лет, а не 150, как предполагалось ранее. Этот вывод основан на данных о частоте сгорания метеоритов в атмосфере нашей планеты. Таким образом специалисты под руководством канадского профессора Питера Брауна из Университета Западного Онтарио опровергли прежние экспертные оценки, согласно которым, вероятность падения на Землю метеорита, сходного по характеристикам с Чебаркульским, в обозримом будущем мала...

Послесловие

Самое неприятное, что версии и предположения о произошедшем, ни как не вписываются в вопрос о "закрытом, контролируемом государством небе". Никто не предупреждал население о том, что пройдет метеоритный дождь.

Значит, отсутствует надлежащий контроль за околоземным космическим пространством. Но все знают, что в этот день пролетит в непосредственной близости от Земли, ниже геостационарной орбиты многих спутников, астероид. На этом фоне рассуждения о том, что астероиды бывают только одиночными выглядит довольно неубедительными.

Источник: http://aktualno.ru/view2/26324