Кометы
Земные наблюдения многих комет и результаты их исследований с помощью космических аппаратов подтвердили гипотезу, высказанную впервые Ф. Уипплом в 1949г о том, что ядра комет представляют собой, что-то вроде "грязных снежков” нескольких километров в поперечнике. По-видимому, они состоят из замерзших воды, двуокиси углерода, метана и аммиака с вмерзшей внутрь пылью и каменистым веществом. При приближении кометы (от др.-греч. κομήτης, kometēs — волосатый, косматый) к Солнцу лед под действием солнечного тепла начинает испаряться, а улетучивающийся газ образует вокруг ядра диффузную светящуюся сферу, называемую комой. Кома может достигать в поперечнике миллиона километров...

Кометы — это холодные тела, и мы видим их только потому, что газы в коме и хвост светятся в результате отражения солнечного света от твердых частиц. Кометы являются постоянными членами семьи Солнечной системы, связанные с Солнцем гравитацией. Считается, что кометы произошли из того же материала, из которого образовалась Солнечная система, но это — оставшийся мусор, если можно так сказать, от образования планет. Но по последним данным, часть комет была притянута гравитацией Солнца из других звездных систем на раннем этапе формирования Солнечной системы. Это факт, что они, как считается, состоят из  первоначального неизменного материала делает их чрезвычайно интересными для изучения, так как позволяет узнать об условиях на раннем этапе существования Солнечной системы. Это настоящие хранители времени.

Кометы очень малы по размеру по сравнению с планетами планетами. Их средний диаметр обычно составляет от 750 метров до 20 километров. В последнее время были найдены более далекие кометы, возможно, имеющие диаметр  до 300 километров или больше, но и эти размеры все еще малы по сравнению с планетами. Планеты имеют сферическую форму, как правило, слегка выпуклые на экваторе. Кометы имеют неправильную форму. Последние данные свидетельствуют о том, что кометы являются очень хрупкими. Их прочность на растяжение составляет только около 1000 дин / см2. Вы можете взять большой кусок материала кометы и разорвать его двумя руками, как вроде плохо уплотненный снежный ком. Скорость комет варрируется в пределах нескольких десятков км/с. Так, скорость кометы Энке составляет 37, 1 км/с, а кометы Галлея- 41, 6 км/с.

Почитать         Астероиды

Само по себе ядро комет слишком мало, чтобы его можно было непосредственно увидеть. Наблюдения в ультрафиолетовом диапазоне спектра, проведенные с космических аппаратов, показали, что кометы окружены огромными облаками водорода, размером во много миллионов километров. Водород получается в результате разложения молекул воды под действием солнечного излучения.

Пыль и газ покидают ядро кометы с выбросами, образующимися на стороне, обращенной к Солнцу, а затем уносятся в направлении от Солнца. Электрически заряженные ионизированные атомы отбрасываются магнитным полем солнечного ветра, образуя прямые ионные хвосты (называемые также хвостами типа I, плазменными или газовыми хвостами).

Неравномерность солнечного ветра заставляет ионный хвост структурироваться или даже вызывает его разрыв. Небольшие нейтральные частицы пыли не уносятся солнечным ветром, но мягко "сдуваются" от Солнца лучистым давлением. Пылевые хвосты (также называемые хвостами типа II), как правило, широкие и плоские.

У кометы Хейла-Боппа был обнаружен третий хвост, не относящийся к указанным выше типам, состоящий из атомов нейтрального натрия. Всегда направленные в сторону от Солнца, хвосты растут по мере приближения кометы к Солнцу и могут достичь длины ста миллионов километров. Большие частицы пыли разбрасываются вдоль орбиты кометы, образуя метеорные потоки.

Космический аппарат «Розетта», предназначенный для исследования кометы 67P/Чурюмова-Герасименко, впервые измерил ее температуру. Свои наблюдения зонд проводил между 13 и 21 июля, когда «Розетта» сократила расстояние до кометы с 14 до 5 тысяч километров, сообщается на сайте Европейского космического агентства.

Средняя температура поверхности ядра кометы составляет минус 70 градусов Цельсия. Сама комета в это время находилась на расстоянии примерно 555 миллионов километров от Солнца. Это в три раза дальше, чем расстояние от Земли до Солнца, и приводит к тому, что комета получает в десять раз меньше солнечного света, чем наша планета.

В результате измерений ученые выяснили, что температура кометы слишком высокая, чтобы ее ядро полностью покрывал слой льда. Как считают исследователи, вместо этого оно имеет темную пыльную корку. Тем не менее ученые не исключают, что на поверхности кометы могут быть участки, целиком покрытые льдом.

Данные о температуре кометы удалось получить благодаря немецкой камере-спектрометру VIRTIS, установленной на «Розетте»: расстояние, на которое подошел зонд к комете, позволило это сделать. За несколько дней космический аппарат подойдет к комете на расстояние до 100 километров, что позволит провести более детальное исследование ее свойств, в том числе и с помощью VIRTIS. Ученые собрались исследовать теплопроводность, плотность и пористую структуру внешнего слоя ядра кометы толщиной в несколько десятков сантиметров.

Аппарат Rosetta, который в последние месяцы буквально сел на хвост комете 67P/Чурюмова-Герасименко, помог астрономам вычислить массу объекта по гравитационному притяжению его ядра.

Оказалось, что ледяная скала диаметром 4 километра тянет на 10 миллиардов тонн. Десять миллиардов тонн звучит как слишком большая цифра, но это означает, что комета имеет довольно низкую объёмную плотность, примерно 300 килограммов на кубический метр.

Комета выглядит настолько пористой, что если бы мы, гипотетически, могли поместить её в океан, она бы плавала по его поверхности, пишет BBC News. Однако реальное наличие таких пустот в этом небесном теле ещё необходимо проверить.

Пока что учёные оперируют теми фактами, которые кажутся очевидными на первый взгляд. Но лишь при более близком изучении кометы можно будет сказать, насколько однородной является её структура на самом деле.

Напомним, что зонд Rosetta настиг комету 6 августа 2014 года после 10-летней погони за ней по просторам Солнечной системы. Аппарат сразу же начал делать сложные манёвры вокруг кометы, что позволило учёным впоследствии провести необходимые расчёты и узнать её массу.

Сейчас, зная массу кометы, учёные готовят безопасную расчётную орбиту для зонда, чтобы он мог двигаться вокруг неё в ближайшие недели.

Позднее учёные планируют получить более подробную информацию о центре масс кометы, чтобы выбрать удачное место для посадки модуля Philae. В понедельник, 25 августа 2014 года, будет оглашён список из пяти потенциальных мест.

Зонд постоянно делает снимки кометы, а Европейское космическое агентство публикует их.

Поверхность кометы 67P сильно варьируется, от богатой острыми камнями до очень гладкой. Учёных также заинтриговали некоторые кратеры кометы. Один из них, расположенный на широком большом боку кометы, имеет высокие тонкие края. Внешне он напоминает корону, или на стенки, которые образуются, если смотреть в замедленной съёмке на то, как капля воды падает в воду и создаёт всплеск.

Но больше всего вопросов вызывают странные прожилки, находящиеся в узкой части кометы. Возможно, они являются следствием эрозии, подтверждением чему могут послужить валуны, загромождающие эту местность. А может быть, это лишь результат процесса наслоения.

Специалисты из Европы и Америки пытаются понять природу образования коронообразного кратера, и у всех он вызывает восторженный интерес. Сейчас учёные будут ждать новые данные от «Розетты», чтобы установить, из какого материала состоит комета.

Кроме того, они попытаются понять, был ли кратер образован от удара тяжёлым и плотным объектом, состоящим из металла или каменной породы (однако в этом случае провал обычно бывает глубоким, как дыра в земле от вырванной моркови).

Окончательно выяснить это можно будет лишь тогда, когда будет известна плотность и структура кометы, так как от этого зависит, как именно поверхность реагирует на нанесённый удар.

Также в планы «Розетты» входит измерение суточных колебаний температуры поверхности различных участков кометы и их изменений с приближением к Солнцу. Полученные данные астрономы планируют использовать для составления подробной температурной карты кометы.

Руководство европейской миссии «Розетта» выбрало точку посадки спускаемого аппарата «Филы» на комету Чурюмова — Герасименко, достичь которой он должен 11 ноября. Об этом участники миссии сообщили на специально созванной конференции. Эта точка выбрана исходя из научной значимости места для исследователей и минимального риска для аппарата. Точка J, расположенная на голове кометы, которая многим напоминает форму утки, из всех рассматриваемых вариантов была выбрана единогласно.

Любопытно, что масс-спектрометр Rosina-DFMS, анализирующий химическую сигнатуру газов, вылетающих из комы (облако окружающее ядро кометы), обнаружил множество соединений.

«Запах 67P/C-G весьма резкий. Там присутствует и сероводород (как в тухлых яйцах), и аммиак (моча лошадей), и удушающий аромат формальдегида, и тонкое амбре синильной кислоты (как в миндале). Добавьте сюда привкус алкоголя (метанол), уксусный запах сернистого ангидрида и дуновение сладкого сероуглерода — и вы получите полную картину букета ароматов нашей кометы», — рассказала заведующая Rosina-DFMS швейцарская исследовательница Катрин Альтвегг (Kathrin Altwegg).

Такое изобилие различных молекул оказалось неожиданностью для сотрудников Европейского космического агентства (ЕКА). Они полагали, что по мере нагревания ледяной поверхности кометы, приближающейся к Солнцу, будут выделяться только самые летучие соединения — двуокись и моноокись углерода.

Высадка Philae, отстыковавшегося от космического аппарата Rosetta, произошла 12 ноября.

Миссия Rosetta является самым амбициозным проектом ЕКА (стартовал он в 2004 году). Данные, полученные с ее помощью, необходимы для объяснения процессов эволюции Солнечной системы и появления воды на Земле. Основным организатором миссии выступает ЕКА, а всего в организации миссии задействовано 50 компаний из 14 стран Европы и США.

В первые сутки после посадки зонда ученые действовали с максимальной осторожностью — они боялись, что работа его инструментов обрушит аппарат в пропасть или приведет к отделению от поверхности кометы. Но когда стало ясно, что зонд находится в тени скал, его солнечные батареи не получают необходимого минимума света, а аккумуляторов хватит всего на 64 часа, было принято решение активизировать все инструменты, чтобы успеть собрать максимум данных.

Главный интерес вызвал пенетратор MUPUS (сенсора для исследования температуры, плотности и механических свойств поверхности). Известно, что пенетратор (длиной около полутора метров) выдвинулся из зонда на 25 сантиметров, но остается неясным, вошел ли он внутрь кометы. Новые данные присылает и APXS — альфа-протон-рентгеновский спектрометр для анализа грунта. Всего за два дня пребывания Philae на поверхности кометы ученым удалось собрать от 80 до 90 процентов запланированных на этот период данных.

Однако у зонда остаются хорошие шансы воскреснуть. Смена времен года улучшит освещение на месте посадки. Кроме того, приближение к Солнцу способно радикально изменить ландшафт кометы, состоящей из пыли и льда. Уже к августу 2015 года Солнце испарит лед, и комета будет «похожа на ад», заявили ученые. Сотрудники ЕКА пожелали «скрестить пальцы и дожидаться сигналов из ада», по выражению ответственного за камеру OSIRIS Хольгера Сиркса (Holger Sierks).

Отмечается, что Philae сумел совершить первое в истории бурение поверхности кометы...

Несмотря на свой внушительный вид, кометы содержат очень немного вещества, - возможно, всего одну миллиардную часть массы Земли. Их хвосты настолько неплотны, что за один проход вокруг Солнце теряется лишь пятисотая часть массы ядра.

Некоторые кометы являются короткопериодическими кометами и движутся по эллиптическим орбитам, полный оборот по которым занимает от 6 до 200 лет. Большинство же составляют долгопериодические кометы, орбиты которых настолько вытянуты, что период может измеряться многими тысячами лет. Орбиты короткопериодических комет лежат вблизи плоскости эклиптики, а орбиты длиннопериодических комет обычно не вписываются в основную плоскость Cолнечной системы.

Каждый год открывают с десяток новых комет.

Общепринято, что многие кометы рождаются в сферическом облаке на расстоянии, возможно, 50000 а.е. Этот "резервуар” кометных ядер называется облаком Оорта. Другие кометы, по-видимому, происходят из пояса Койпера, расположенного за орбитой Нептуна.

Когда обнаруживается новая комета или вновь появляется потерянная ранее периодическая комета, она получает обозначение, состоящее из цифр года, сопровождаемых прописной буквой. Буква указывает на первую/вторую половину месяца открытия в текущем году, например A = 1-15 января, B = 16-31 января, ... Y= 16-31 декабря. Для короткопериодических комет добавляется префикс P/ , а для долгопериодических - префикс C/. Для периодических комет, которые исчезли или разрушились, используется префикс D/. Новые кометы называются по имени их первооткрывателей (если имеется несколько независимых сообщений об открытии, то разрешается присвоение не более трех имен).

Несколько комет были названы по имени ученых, вычисливших их орбиты (например, Галлей и Энке), а также по имени обсерваторий или искусственных спутников, где открытие было по существу результатом усилий группы исследователей. Когда параметры короткопериодической кометы установлены окончательно, ей присваивается номер (например, 1P/Галлея).

Эта система обозначений и наименований комет была введена в 1995 г. До 1995 г. обозначение кометы состояло из года открытия, временно сопровождаемого строчной буквой, указывающей порядковый номер открытия кометы в текущем году. Впоследствии строчная буква заменялась на постоянное обозначение в виде римской цифры, соответствующей порядку прохождения кометой перигелия в соответствующем году.
Полномочия по наименованию комет закреплены за Международным астрономическим союзом. Его центр обобщает сообщения об открытиях и наблюдениях, сообщая информацию подписчикам.

Кометы, у которых перигелийное расстояние настолько мало, что фактически они проходят через внешние слои Солнца. Около десяти долгопериодических комет с небольшим расстоянием перигелия (и другими сходными характеристиками орбит) образуют общепринятую группу "задевающих Солнце". Ее называют также группой Кройца по имени голландского астронома Генриха Кройца (1854-1907), который в 1888г одним из первых отметил подобие орбит некоторых самых ярких наблюдаемых комет.

Облако Оорта

Облако считается одним из источников, как и пояс Копейера, наблюдаемых в Солнечной системе, комет, которые могли бы отклониться "внутрь" нашей планетарной системы, под влиянием гравитации, проходящей относительно недалеко, звезды- Солнца. Эта идея впервые была выдвинута Эрнстом Юлиусом Эпиком в 1932г, а затем в 1950-х гг. развивалась Яном Хендрик Оортом. Отсюда возник иногда используемый альтернативный термин "облако Оорта-Эпика".

Но, в последнее время появилась и другая гипотеза.

Астрофизики Джон Матис (John Matese) и Даниэль Уитмир (Daniel Whitmire) из Университета Луизианы (University of Louisiana) уверяют, что рядом с Солнечной системой - в облаке Оорта - расположен какой-то очень массивный объект. Например, огромная планета, которая в два, а то и в четыре раза тяжелее Юпитера. Возможно, тоже газовый гигант. Или остывшая звезда.

Облако Оорта - это гигантский пузырь, наполненный миллиардами довольно крупных ледяных и каменных глыб. Они, как считают астрономы, регулярно пополняют число комет, которые циркулируют по Солнечной системе и порою падают на планеты. Оставляют гигантские кратеры. В том числе и на Земле.

Облако Оорта начинается далеко за орбитой Плутона. Его внешние границы, по одним оценкам, находятся в одном световом годе от Солнца - это четверть пути до Проксимы Центавра, ближайшей к нам звезды в звездной системе Альфа Центавра. По другим - на полпути. Радиус облака Оорта - порядка одного светового года.

Для того, чтобы кометы вылетали из облака Оорта и устремлялись во внутрь Солнечной системы, необходимо ощутимое гравитационное воздействие. Считалось, что его создает Юпитер, окружающие звезды и галактики. А по математическим прикидкам Матиса и Уитмира вышло, что этого никак не хватает. Мол, для наблюдаемой ныне картины движения комет обязательно требуется дополнительный объект - гораздо массивнее Юпитера, который бы располагался в облаке Оорта.

Сейчас ученые уже не сомневаются: гигантская планета существует. И называют ее Тюхе - по имени греческой богини удачи. До нее порядка 30 тысяч астрономических единиц. А астрономическая единица это расстояние от Земли до Солнца.

Тюхе не видна в оптические телескопы - она слишком далека и холодна. Но ее можно "разглядеть" в инфракрасный телескоп. Поскольку планета все же теплее своего окружения. Ее температура, по прикидкам Матиса и Уитмира, должна составлять минус 73 градуса по Цельсию. А это выше, чем, к примеру, на Плутоне.

Астрофизики уверяют: данные о том, что Тюхе - это реальный объект, уже получены с помощью инфракрасного космического телескопа WISE (Wide-field Infrared Survey Explorer). Но еще не опубликованы. Однако до конца 2011 года они обязательно будут обнародованы. Двигается ли Тюхе, пока не известно. Нет и гипотез по поводу того, откуда, вообще, взялась огромная планета за границами Солнечной системы...

Некоторые из наиболее известных Комет

Комета Аренда-Ролана (C/1956 R1)

Яркая комета, обнаруженная в 1957г. Одно время казалось, что у нее образовывается "шип”, направленный к Солнцу. Но это был оптический эффект, вызванный тем, что освещенные пылевые частицы, оставляемые кометой за собой, при пересечении Землей плоскости орбиты кометы становятся видимыми как бы "впереди" кометы.

Комета Беннета (C/1969 Y1)

Красивая комета, обнаруженная 28 декабря 1969 г. Дж. К. Беннетом (Южная Африка). Ее яркость достигла нулевой звездной величины в марте 1970 г., когда комета имела хвост длиной в 30°. Наблюдения, проведенные с Орбитальной геофизической обсерватории ("ОГО-5"), показали наличие обширного водородного облака, окружающего голову и хвост и простирающегося в направлении, параллельном хвосту, на 13 млн. км.

Комета Биелы (3D/Биелы)

Комета девятнадцатого века, известная тем, что перед полным исчезновением разделилась на две части. Комета была открыта в 1772г Монтенем из Лиможа. Когда она была вновь обнаружена австрийским майором  Вильгельмом Йозефштадт фон Биелой  27.02.1826г, ее орбита была вычислена достаточно точно, так что удалось идентифицировать два ее предыдущих появления. Период оказался равным 6,6 года. При появлении кометы в 1846г она уже была разделена на две части. К 1852г две половины находились на расстоянии более двух миллионов километров, но двигались по одной и той же орбите. После этого их никогда не видели.

Отдельные световые явления отмечались как до, так и после разделения кометы. С кометой Биелы связан ноябрьский метеорный дождь ( Андромедиды).

Комета Веста (C/1975 V1)

Яркая, видимая невооруженным глазом комета, которая появилась в 1975г. Ее хвост покрывал большую треугольную область неба, а ядро проявляло признаки необычной активности, распавшись на четыре части вскоре после прохождения перигелия.

Комета Галлея (комета 1P/Галлея)

Самая известная из всех периодических комет, которая движется по удлиненной элиптической орбите вокруг Солнца, возвращаясь к Земле каждые 75,5 лет. Из исторических записей следует, что комета Галлея наблюдается в течение более 2200 лет, начиная с 239г до н.э. Она наблюдалась 30 раз. Это связано с тем, что комета Галлея намного больше и активнее других периодических комет. Ни для одной другой кометы нет исторических записей, которые могли бы сравниться с кометой Галлея.

Эдмунд Галлей (1656-1742), в честь которого названа комета, не был ее открывателем, но он был первым, кто в 1705г понял связь между кометой, которую он наблюдал в 1682г, и некоторыми другими зарегистрированными появлениями комет, отделенными друг от друга интервалами в 76 лет. Он вычислил орбиты ряда комет, основываясь на недавно опубликованной теории Исаака Ньютона. Заметив подобие орбит комет, наблюдавшихся в 1531, 1607 и 1682гг, он предсказал возвращение кометы в 1758-59гг, которое действительно наблюдалось, но уже после его смерти.

Перигелий орбиты кометы Галлея лежит на расстоянии 0,587 а.е. (между орбитами Меркурия и Венеры). Наиболее удаленная точка орбиты находится вне орбиты Нептуна на расстоянии 35,31 а.е. Орбита наклонена к основной плоскости солнечной системы на 162°, и комета движется по орбите в направлении, противоположном движению планет. Возвращение 1986г было очень неблагоприятным для наблюдения с Земли, но космические зонды, запущенные несколькими странами, провели успешные исследования кометы. Примечательно, что ее появление стало одной из конкурсных тем состязания крикунов, проходящего в Японии. Победил студент, гаркнувший с силой свыше ста децибелов: «До встречи через семьдесят лет!».

Ближе всех к комете подошел европейский зонд "Джотто", который 14 марта 1986г прошел примерно в 605 км от ее ядра. Советские зонды "Вега-1" и "Вега-2" наблюдали ядро 6 и 9 марта 1986г с расстояний 8890 и 8030 км, и собранная ими информация была использована для корректировки курса "Джотто" на последнем участке. Были запущены также два маленьких японских зонда. Было сделано более 1500 снимков кометы.

Результаты наблюдений окончательно подтвердили существование у кометы твердого ядра, вероятно, состоящего из льда и пыли. Оно имеет неправильную удлиненную форму, напоминающую картофелину, размерами 14 x7,5х7,5 км. Ядро темное, отражающее только 4% падающего солнечного света. Оно медленно вращается, совершая один оборот за 7,1 суток (с 3,7-суточной прецессией). На обращенной к Солнцу стороне измеренная температура достигала 350 K, что достаточно для таяния льда, и там наблюдались выбросы выбросы газа и пыли прорываются через темную оболочку, покрывающую ледяное ядро. С кометой Галлея связаны два метеорных потока (Эта-Аквариды и Ориониды).

В следующий раз комета Галлея будет наблюдаться в 2061 г.

Комета Де Чезо

Исключительно яркая комета, открытая независимо Клинкенбергом из Гарлема 9 декабря и Де Чезо из Лозанны 13 декабря 1743 г. Она достигла звездной величины -7 и породила веер хвостов. Всего было замечено одиннадцать отдельных хвостов.

Комета Делавана (C/1913 Y1)

Яркая комета, обнаруженная Делаваном из Ла-Платы (Аргентина) в декабре 1913г. Она оставалась видимой в течение многих месяцев в 1914 г.

Комета Джакобини-Циннера (21P/Джакобини-Циннера)

Периодическая комета, обнаруженная 20.12.1900г в Ницце (Франция) Джакобини, а 27.10.1913г Циннером. Период обращения вокруг Солнца - 6,52 лет. Ее диаметр составляет 6км. С этой кометой связан наблюдаемый иногда в октябре метеорный поток Драконид, образуемый при вхождении в атмосферу Земли мелкими частицами кометы, движущимися по той же самой орбите.

В 1985г Американский космический зонд "ISEE-3" (ISEE - Sun–Earth Explorer - Международный солнечно-земной зонд), первоначально запущенный в 1978г с другой целью, получил задание пройти через хвост кометы Джакобини-Циннера в рамках проекта "ICE" (ICE - International Cometary Explorer - Международный кометный зонд).

Комета Донати (C1858 L1)

Комета, обнаруженная Джованни Б. Донати из Флоренции в 1858 г. На рисунках того времени она изображена с широким изогнутым пылевым хвостом и двумя узкими прямыми ионными хвостами. Из ее головы в течение нескольких недель регулярно выбрасывались "фонтаноподобные" оболочки.

Комета Икея-Секи (C/1965 S1)

Исключительно яркая комета, открытая 18 сентября 1965 г. двумя японскими астрономами-любителями. Она была особенно заметна в южном полушарии после прохождения перигелия. Принадлежит к группе комет, известных как "задевающие Солнце". У таких комет очень небольшой перигелий, так что фактически они проходят сквозь внешние слои Солнца.

Комета Коджиа (C/1874 H1)

Яркая комета, обнаруженная Ж.Э. Коджиа из Марселя в 1874г. Комета быстро перемещалась к югу, образуя хвост длиной в 40°. Можно было заметить несколько "фонтаноподобных" оболочек, выбрасываемых из активных областей ее вращающегося ядра.

Комета Когоутека (C/1973 E1)

Комета, открытая в марте 1973г, за 9 месяцев до прохождения перигелия, когда она находилась вблизи орбиты Юпитера. Предположения о том, что эта комета должна оказаться достаточно красивой, не оправдались. Тем не менее она стала объектом обширной скоординированной программы профессионального наблюдения, которая включала и наблюдения с борта орбитальной лаборатории "Скайлэб". В ходе этих наблюдений было получено много новой информации о кометах, включая первое прямое доказательство присутствия силикатов в пылевом хвосте кометы. Период ее обращения около 80000 лет.

Комета Лекселя

Комета, открытая Шарлем Мессье 14 июня 1770г, но названная по имени Aндрея Ивановича (Андерса Иоганна) Лекселя (1740-1784), который исследовал ее орбиту и опубликовал результаты своих вычислений в 1772 и 1779гг. Он показал, что близкий подход кометы к Юпитеру в 1767г вызвал большое изменение ее орбиты, в результате чего комета приблизилась к Земле настолько, что стала видимой. Наименьшее расстояние до Земли было достигнуто 1 июля 1770г и составило 0,015 астрономических единицы (т.е. 2,244 миллиона километров). Это в шесть раз превышает расстояние до Луны. Когда комета находилась ближе всего, видимый размер ее комы был равен почти пяти диаметрам полной Луны. Это самым близким зарегистрированным подходом комет к Земле. Однако при следующем приближении к Юпитеру в 1779г орбита претерпела столь существенные изменения, что комета никогда больше не наблюдалась.

Комета Морхауза (C/1908 R1)

Комета, открытая в США в 1908г, которая первой из комет начала активно изучаться с применением фотографии. В структуре хвоста были замечены удивительные изменения. В течение дня 30 сентября 1908г эти изменения происходили непрерывно. 1 октября хвост оторвался, и его уже нельзя было наблюдать визуально, хотя фотография, сделанная 2 октября, показывает наличие трех хвостов. Разрыв и последующий рост хвостов происходили неоднократно.

Комета Маркоса (C/1957 P1)

Яркая комета 1957г, открытая чешским "охотником за кометами" при наблюдении невооруженным глазом.

Комета Теббутта (C/1861 J1)

Яркая комета, видимая невооруженным глазом, была открыта австралийским астрономом-любителем в 1861г. Земля прошла сквозь хвост кометы 30 июня 1861 г.

Комета Хейла-Боппа (C/1995 O1)

Одна из наиболее ярких комет XX в., выделяющаяся очень большим размером. Открыта Аланом Хейлом и Томасом Боппом (22 июля 1995г) и достигла перигелия 1 апреля 1997г при максимальной яркости около величины -1. По оценкам, ее ядро имеет в поперечнике 90 км, а эксцентриситет 0,914. Максимальна длина ее ионного хвоста составила 148 млн км, а период ее обращения составляет 2380 лет.

Комета Хиякутаке (C/1996 B2)

Большая комета, которая по яркости достигла нулевой величины в марте 1996г и образовала хвост, протяженность которого оценивается по крайней мере в 7°. Ее видимая яркость в значительной степени объясняется близостью к Земле - комета прошла от нее на расстоянии менее 15 млн. км. Максимальное сближение с Солнцем 0,23 а.е, а ее диаметр около 5км.

Комета Швассмана-Вахмана 1 (29P/Швассмана-Вахмана 1)

Периодическая комета, открытая наблюдателями из Гамбурга в 1927 г. Она вращается по почти круговой орбите, проходящей между орбитами Юпитера и Сатурна, с периодом 16,1 года. Комету можно видеть каждый год во время противостояния. Имея обычно 18-ю звездную величину, комета в течение 27 дней может увеличить свою яркость на 4-8 звездных величин. Такие вспышки сопровождаются изменениями в ядре и коме.

Комета Шумейкер-Леви (D/1993 F2)

Комета, которая врезалась в планету Юпитер в июле 1994 г. Когда эта комета была впервые обнаружена на фотографиях 25 марта 1993 г. Каролин и Юджином Шумейкерами и Дэвидом Леви, она находилась на удлиненной орбите вокруг Юпитера с 2-летним периодом обращения и представляла собой цепочку, состоящую примерно из 20 отдельных фрагментов. Расчеты показали, что она вращалась вокруг Юпитера в течение нескольких десятилетий, но разделилась под действием приливных сил при близком подходе к Юпитеру в июле 1992 г. Эта встреча обусловила и изменение движения фрагментов, вызвав их столкновение с планетой. Они друг за другом ударились о поверхность Юпитера между 16 и 22 июля 1994 г. В результате ударов в атмосфере Юпитера появились большие темные облака, причем в инфракрасном свете были заметны и яркие вспышки. Темные облака наблюдались в течение нескольких месяцев, пока не были рассеяны ветрами и турбулентными движениями.

Комета Энке (2P/Энке)

Периодическая комета, впервые замеченная французским астрономом Пьером Мешеном (1744-1804) в 1786 г. Она была повторно зафиксирована Каролиной Гершель в 1795 г., Жаном Луи Понсом и другими в 1805 г. и снова Понсом в 1818 г. Иоганн Ф. Энке (1791-1865) вычислил орбиту кометы, замеченной в 1818г, и установил связь с ее предыдущими появлениями. Сделанное им предсказание следующего появления этой кометы в 1822г успешно подтвердилось. Период обращения кометы по эллиптической орбите составляет 3,3 года и является самым коротким из известных. Радиус кометы 3,1км, а наибольшее приближение к Солнцу составляет 0,331а.е. С тех пор до 2001г было зарегистрировано 54 прохождения кометы через перигелий. Количество появлений этой кометы в небе можно, например, сравнить с 30 известными возвращениями кометы Галлея за огромный период времени - с 239 г. до н.э. до 1986 г.

В дальнейшем комета при каждом обороте достигала своего перигелия примерно на 2 часа раньше предсказанного времени; однако, с тех пор этот эффект постоянно уменьшается. Его можно объяснить "ракетным эффектом”, т.е. ускорением, получаемым ядром кометы из-за испарения газов под влиянием солнечного излучения, а также результатом вращения и прецессии ядра. Так как она никогда не удаляется от Солнца дальше, чем на 4 астрономических единицы, едва выходя за пределы пояса астероидов, при современных методах наблюдения ее можно наблюдать непрерывно.
С кометой 2P/Энке связан метеорный дождь Таурид.

Комета Хьюмасона (C/1961 R1)

Гигантская комета, открытая в 1961 г. Ее хвосты, несмотря на столь большое удаление от Солнца, все еще простираются в длину на 5 а.е., что является примером необычно высокой активности.

Комета Макнота (C/2006 P1)

Долгопериодическая комета, открытая 7 августа 2006 г. Она стала самой яркой кометой за последние 40 лет. Комета Макнота, или, так называемая, Великая комета 2007 года, была определена как самая большая комета на сегодняшний день. Жители северного полушария могли наблюдать ее невооруженным глазом в январе-феврале 2007 года. В январе 2007 г. звездная величина кометы достигла —6,0. По счастливой случайности, автоматический космический аппарат Улисс неожиданно пересек хвост кометы Макнота в 2007 году, что позволило астрономам собрать полезные и необходимые данные.

Улисс проник в хвост кометы Макнота, состоящего из ионизированного газа ниже по истечению его от ядра кометы, на расстоянии более чем в 1,5 раз превышает расстояние между Землей и Солнцем! А это составило около 224 млн. км. Среднее расстояние между Землей и Солнцем, называется 1 астрономическая единица, и оно составляет около 150 млн. км. Это было значительно дальше эффектного хвоста пыли, который был виден с Земли в 2007 году.

Встреча Улисса с кометой Макнота была одной из трех незапланированных встреч, которые произошли с космическим аппаратом во время своей 19-летней миссии, которая закончилась в 2009 году. В число других встреч относится встреча с кометой Хиякутаке в 1996 году.

Почитать     Комета  ISON

Самая яркая комета 20-го века

На основании сохранившихся записей нельзя судить о том, какая из наблюдавшихся в прошлом комет была самой яркой. Так как яркие кометы представляют собой очень протяженные небесные объекты, точно определить их яркость почти невозможно. Впечатления, получаемые наблюдателем от той или иной кометы, очень субъективны; они зависят от длины хвоста и от того, насколько темным было небо во время наблюдения. К самым ярким кометам XX столетия относятся так называемая "Великая комета Дневного света" (1910 г.), комета Галлея  (при появлении в том же 1910 г.), кометы Шеллерупа-Маристана (1927г), Беннетта  (1970г), Веста (1976г), Хейла-Боппа (1997г). Самые яркие кометы XIX века, - вероятно, "Большие кометы" 1811, 1861, и 1882 гг. Ранее очень яркие кометы были зарегистрированы в 1743, 1577, 1471 и 1402гг. Самое близкое к нам (и наиболее яркое) появление кометы Галлея было отмечено в 837г. Ну, а, одна из самых, главных и ярких загадок - был ли Тунгусский феномен 30 июня 1908 года метеоритом или кометой - до сих пор остается открытой.

Появление Кометы издревле считались дурным предзнаменованием. Как правило, вслед за их этим ожидались войны, мор, голод или стихийные бедствия.

Впрочем, и сейчас к появлению комет люди – прежде всего ученые — относятся настороженно. Поскольку точный состав вещества кометы неизвестен – равно как практически ничего не известно о протекающих внутри этих небесных тел процессах – то при подлете к Солнцу свойства кометы могут проявить себя с самой неожиданной стороны. Например, выброс сжатой струи газа способен изменить траекторию кометы. Или газ может взорваться. Кроме того, никогда нельзя исключать возможность столкновения кометы с любым объектом в пределах Солнечной системы. А это чревато если не хаосом космических масштабов, то, по крайней мере, серьезным «нарушением»  стабильности системы.

Просмотров: 2498 | Добавил: Валерий | Рейтинг: 5.0/1