Среда, 18.10.2017, 12:26

«  Февраль 2014  »
17181920212223

Главная » 2014 » Февраль » 6 » Заглянуть внутрь Астероида

Заглянуть внутрь Астероида

Астрономы впервые смогли заглянуть внутрь астероида и найти признаки крайней неоднородности в структуре его недр и их химическом составе.

Почитать      Астероиды

Наблюдение проводилось за вращением астероида Итокава ( размеры которого составляют порядка 600 на 300 м ) при помощи телескопа NTT в Европейской южной обсерватории в Чили, говорится в статье, опубликованной в журнале Astronomy & Astrophysics.

...Космический межпланетный корабль "Хаябуса" стартовал с космодрома Кагосима (Японии) 9 мая 2003 года. Первоначально аппарат хотели направить к астероиду 1989 ML, но из-за неуверенности в надежной работе его ионных двигателей ученые решили выбрать более подходящий вариант астероид 25143 Итокава (Itokawa), названного в честь отца японской космической промышленности Хидео Итокавы (Hideo Itokawa).

Во время полета, кроме капризного ионного двигателя, аппарат ожидало другое испытание сильная солнечная вспышка. Она нарушила работу солнечных батарей, что снизило до минимума маневренность аппарата. Из-за этого массивный космический корабль массой 0,5 тонны достиг астероида лишь в сентябре, вместо расчетной даты в середине 2005 года. Тем не менее, камеры "Хаябусы" начали следить за Итокавой уже 29 июля.

Не смотря на все передряги космического путешествия, "Хаябуса" приблизился к астероиду, и оказалось, что цель выбрана не напрасно. Астероид Итокава оказался непохожим на других его собратьев. На фотографии он выглядит скорее ядром кометы (!), чем обычным астероидом.

Почитать    Кометы

На износоустойчивой поверхности этой малой планеты совершенно отсутствуют кратеры! Она покрыта большими и малыми валунами, и похожа на пирожное, обсыпанное орехами. В некоторых местах поверхность очень сглажена, и является, по-видимому, слоем (даже озером) пыли.

Аналогичное озеро обнаружено на астероиде 433 Eros космическим кораблем NEAR-Shoemaker космического агентства NASA. Планетологи подозревают, что подобные объекты на астероидах образуются при их столкновении с другими крупными небесными обломками, которые буквально заставляют вибрировать всю малую планету и позволяют свободно лежащей пыли стекать в низины.

В начале сентября "Хаябуса" ( в переводе с японского «Сокол» ) провел первое картографирование этого объекта с расстояния 20 километров. К концу месяца зонд приблизился к астероиду на расстояние 7 километров и провел еще одну серию съемок.

Кроме этого, чтобы создать точную модель формы астероида, была проведена его радиолокация при помощи лазерного альтиметра. По результатам работы двух инфракрасных спектрометров будут идентифицированы области на поверхности Итокавы наиболее интересные для исследований.

Наступает самый ответственный момент миссии. Космический корабль приблизится к астероиду настолько, что будет временами касаться его поверхности. В такие периоды он будет стрелять из специального пистолета 5-граммовыми танталовыми металлическими шариками, которые будут врезаться в астероид со скоростью 300 метров в секунду.

От этих микровзрывов в окружающее пространство полетят осколки, которые аппарат и будет собирать предназначенным для этой цели хоботом, сделанным из тканого материала. Ученые рассчитывают таким образом получать по 100 миллиграммов вещества, выброшенного в результате микровзрывов, за один заход. Подобные заходы к поверхности астероида будут повторяться многократно, пока не наберется достаточного количества астероидного материала для исследований.

Кроме такого необычного способа собирать камни на далеких планетах, "Хаябуса" опустит на поверхность астероида небольшого робота, размеры которого сравнимы с компьютерной мышью. Этот робот сделает несколько прыжков над астероидом на высоту до 10 см. Таким изобретательным (свойственным японцам) способом ученые надеются получить несколько снимков очень высокого разрешения и измерить точную температуру поверхности.

В декабре 2005 года космический корабль "Хаябуса" вновь запустит свой ионный двигатель, чтобы начать обратный путь на Землю.

Тонкая огненная полоса прочертила ночное небо Австралии 13 июня 2010 года. В атмосферу Земли врезался космический аппарат, похожий на летающую тарелку. Полет за драгоценным грузом длился целых семь лет.

Эта космическая посылка с другой планеты (пусть и малой) стала первой в истории человечества. До этого момента ученые изучали только лунный грунт и метеориты.

Проанализировав небесные песчинки, ученые смогут значительно пополнить свои знания о строении и химическом составе астероидов, в том числе и других, сравнивая их спектры с образцами Итокавы. Но, возможно, уже в настоящее время исследования астероида преподнесут сенсационные открытия.

Миссия Космического межпланетного корабля "Хаябуса"

09.05.2003 Старт, включение ионных двигателей
05.2004 Встреча с Землей, гравитационный маневр
07.2005 Приближение к Итокаве. Вышел из строя маховик
09.2005 Прибытие к Итокаве. Расстояние 20 км
10.2005 Изучение астероида с расстояния 7 км. Отказ второго маховика
04.11.2005 Первая попытка спуска
12.11.2005 Вторая попытка. Потерян робот «Минерва»
19.11.2005 Первый спуск за образцами. Аварийное падение на поверхность и взлет с нее
25.11.2005 Второй спуск за образцами. Грунтозаборное устройство не сработало. Утечка топлива, отказ маневровых двигателей
27.11.2005 Связь потеряна. Электропитание отключилось
12.2005 Спасательные операции. Связь по аварийному каналу
03.2006 Восстановлено управление зондом
04.2007 Начало обратного пути
2008 Полет в спящем режиме
11.2009 Отказ одного из ионных двигателей. Запуск двигателя, скомбинированного из частей отказавших
13.06.2010 Посадка возвращаемой капсулы...

Стивен Лоури из университета Кента (Великобритания) и его коллеги смогли забраться внутрь астероида Итокава, пыль с которого была доставлена на Землю японским зондом "Хаябуса", наблюдая за проявлениями, так называемого, эффекта Ярковского.

Еще в конце 19 века русский инженер Иван Ярковский заметил, что нагрев поверхности астероида под лучами Солнца и ее остывание во время "ночи" может работать как своеобразный "двигатель", постепенно сдвигающий его с орбиты.

В связи с этим Директор Института астрономии РАН Борис Шустов сообщил, что вероятность гибели от падения астероида Итокавы на Землю, так же велика, как и вероятность смерти в авиакатастрофе.

1999 группа американских ученых провела исследование, по итогам которого вероятность смерти человека от падения астероида равняется 1: 20 тыс.

На Земле еще не существует технических средств, которые могли бы противодействовать падению астероида диаметром в один километр.

Ученый напомнил, что падение астероида на Землю 65 млн. лет назад уничтожил 80 % жизни на планете. Так что, падения астероида может привести к региональной катастрофе.

Сила этого феномена зависит от нескольких свойств астероида, в том числе его отражающей способности и химического состава, что позволяет использовать эффект Ярковского для вычисления массы малых небесных тел и того, как быстро будет меняться их орбита.

По замыслу авторов статьи, непрерывные наблюдения за изменениями в силе этого эффекта должны "выдать" различия в химическом составе и физических свойствах минералов в разных точках поверхности Итокавы.

Используя инструменты телескопа NTT в чилийской обсерватории Ла-Силла, Лоури и его коллеги обнаружили, что скорость вращения астероида постепенно растет — каждый год период его вращения вокруг своей оси сокращается на 0,045 секунды. Это означает, что две половинки "гантели" Итокавы составлены из разных минералов с разными отражающими свойствами, плотностью и химическим составом.

"Нам впервые удалось получить данные о том, как выглядят и что же происходит в недрах астероида. Мы обнаружили, что Итокава является крайне неоднородной по своей структуре, и это открытие является большим шагом вперед в деле изучения законов, управляющих поведением небесных тел в Солнечной системе", — заключает Лоури.

Просмотров: 465 | Добавил: Валерий | Рейтинг: 0.0/0