"Танцы" зонда Dawn ( Рассвет ) с Вестой и Церерой.
Зонд Dawn в 2015 году должен будет приблизиться к Церере, и специалисты НАСА уже сейчас составляют последовательность «танцевальных» движений, которые аппарат выполнит вокруг этой карликовой планеты, говорится на сайте Американского космического агентства...

На протяжении десятков лет астрономы утверждали, что наша Солнечная система состоит из девяти планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон.

Однако все изменилось 24 августа 2006 года. Международный астрономический союз исключил Плутон из списка планет, понизив его до категории "карликовая планета". На этот шаг астрономический союз подвигло открытие нескольких больших объектов за орбитой Плутона. В частности один из этих объектов, названый Эрида, даже превосходил Плутон по массе. В результате, МАС придумал новое определение термина "планета".

Планета (греч. πλανήτης, альтернативная форма др.-греч. πλάνης — «странник») — это небесное тело, вращающееся по орбите вокруг звезды или её остатков, достаточно массивное, чтобы стать округлым под действием собственной гравитации, но недостаточно массивное для начала термоядерной реакции, и сумевшее очистить окрестности своей орбиты от малых объектов ( планетезималей ).

Плутон не удовлетворяет этим критериям. Он меньше обычных планет и окружен другими малыми телами, поэтому Плутон был отнесен к разряду карликовых планет.

Существуют сотни тел в Солнечной системе, которые могут претендовать на звание карликовой планеты, однако на данный момент официально в этот список внесено всего 5 объектов: Церера, Плутон, Эрида, Хаумеа и Макемаке.

...Церера  — карликовая планета в поясе астероидов внутри Солнечной системы. Это самая близкая к Земле карликовая планета (среднее расстояние между орбитами — около 263 млн км).

Церера была открыта вечером 1 января 1801 года итальянским астрономом Джузеппе Пиацци в Палермской астрономической обсерватории. Некоторое время Церера рассматривалась, как полноценная планета Солнечной системы. В 1802 году она была классифицирована, как астероид.

Но, по результатам уточнения понятия «планета» Международным астрономическим союзом 24 августа 2006 года на XXVI Генеральной Ассамблее МАС была отнесена к карликовым планетам. Она названа в честь древнеримской богини плодородия Цереры.

При диаметре около 950 км, Церера на сегодняшний день является крупнейшим и наиболее массивным телом в поясе астероидов, по размерам превосходит многие крупные спутники планет-гигантов, и содержит почти треть (32 %) общей массы пояса. Недавние наблюдения показали, что она имеет сферическую форму, в отличие от большинства малых тел, имеющих из-за низкой гравитации неправильную форму. Поверхность Цереры, вероятно, представляет собой смесь водяного льда и различных гидратированных минералов, таких как карбонаты и глины.

Церера, как предполагается, имеет каменное ядро и ледяную мантию, и даже возможно содержит местами океаны жидкой воды под своей поверхностью. С Земли видимый блеск Цереры колеблется от 6,7 до 9,3 звёздной величины. Этого мало для того, чтобы можно было различить её невооруженным глазом...

Веста (лат. Vesta) — один из крупнейших астероидов в главном астероидном поясе. Среди астероидов занимает первое место по массе и второе по размеру после Паллады. До того, как Церера была признана карликовой планетой, по размеру Веста считалась третьим астероидом после неё и Паллады, а по массе была второй, уступая только Церере. Это также самый яркий астероид из всех и единственный, который можно без усилий наблюдать невооружённым взглядом.

Веста была открыта 29 марта 1807 года Генрихом Вильгельмом Ольберсом и по предложению Карла Гаусса получила имя древнеримской богини дома и домашнего очага Весты.

Размеры Весты составляют 578×560×458 км, и, если бы асимметрия формы была бы чуть поменьше, то, согласно уточнённой классификации тел Солнечной системы, её следовало бы отнести к классу карликовых планет. С планетами Весту сближает и сложная геологическая история. Вскоре после формирования началась дифференциация её внутренней структуры: образовалось железо-никелевое ядро и каменная мантия. За счёт тепла, выделяемого при распаде радиоактивных изотопов, ядро и значительная часть мантии расплавились.

На протяжении последующих эпох происходило постепенное остывание и кристаллизация пород мантии и коры, что в конечном итоге привело к чрезвычайному разнообразию минералов, составляющих Весту. Об этом мы можем судить по метеоритам и малым астероидам класса V, родоначальницей которых является Веста...

Почитать       Астероиды

27 сентября 2007 года был запущен космический зонд НАСА «Dawn» — первая космическая миссия к Весте. Планировалось, что зонд будет находиться на орбите астероида один год, с июля 2011 по июль 2012. Этот период совпадает с концом лета в южном полушарии Весты, поэтому большой кратер на южном полюсе будет освещён Солнцем. Так как сезон на Весте длится одиннадцать месяцев, то северное полушарие вместе с ожидаемыми компрессионными переломами напротив кратера окажутся в поле зрения камер зонда до того, как он покинет орбиту.

...3 мая 2011 года космический зонд «Dawn» первый раз сфотографировал Весту, с расстояния 1,2 млн км от астероида.

1 июня 2011 года космическим аппаратом «Dawn» были получены первые снимки Весты, на которых видно вращение астероида.

16 июля 2011 года аппарат «Dawn» вышел на орбиту вокруг Весты.

5 сентября 2012 года аппарат «Dawn», завершив работу по сбору и передаче данных, покинул орбиту вокруг Весты и направился в сторону Цереры...

После исследования Весты с её орбиты зонд направился к своей следующей цели — карликовой планете Церера, самому массивному телу в поясе астероидов. Затем «Dawn» возможно продолжит исследовать пояс астероидов, используя оставшееся топливо, хотя его количество не было рассчитано на уход с орбиты Цереры. Это первый космический аппарат, который может выходить на орбиту более чем одного объекта, благодаря двигателю на ионной тяге, малого веса.

«Мы поставим вокруг Цереры тот же „танец", что и раньше, когда зонд приблизился к Весте. Такой подход позволит напрямую сравнить этих двух гигантов астероидного пояса», — говорит Боб Мэйз (Bob Mase), руководитель космического проекта Dawn в Лаборатории реактивного движения НАСА, слова которого приводятся в сообщении.

По расчетам специалистов, в феврале 2015 года зонд сможет приблизиться к Церере настолько, что на него начнет действовать ее гравитация. Сначала Dawn будет изучать поверхность небесного тела с расстояния в 13,5 тысячи километров, после по спирали снизится до высоты в 4,5 тысячи километров, а в августе — до высоты 1,5 тысячи километров. Выполняя эти «танцевальные движения», зонд будет делать снимки Цереры, в том числе трехмерные, чтобы ученые создали и обычную, и 3D-карты этого небесного тела.

В конце ноября зонд снизится до всего 375 километров над поверхностью Цереры, и на этой низкой рабочей орбите с помощью детектора гамма— и нейронного излучения будет искать «следы» различных элементов на поверхности Цереры и вблизи нее.

К 27 декабря 2013 года зонд должен будет пройти больше половины пути от Весты до Цереры. Он первым «увидит» карликовую планету так близко. Изучение обеих крупнейших протопланет, считают ученые, поможет им определить, каким образом формировались планеты в «молодой» Солнечной системе.

...В начале июня 2015 г. космический аппарат Down запечатлел на Церере гигантскую пирамиду. По подсчетам ученых NASA, высота уникальной находки составляет примерно 6,3 км, а ширина 18 км. Стоит отметить, что самая большая на Земле пирамида Хеопса имеет высоту 130 метров. Зонд Down сфотографировал огромную пирамиду на Церере. Размеры находки поразили ученых-астрономов — более 6 км в высоту и 18 км в ширину...