Коричневые карлики
Коричневые карлики – это очень странные космические объекты, которые называют «неудавшимися звездами», потому что в них происходят такие же термоядерные реакции, как и в звездах, но во время таких реакций коричневые карлики не выделяют большого количества тепла. Когда легкие элементы в их ядрах исчерпываются, коричневые карлики быстро остывают и становятся похожими на планеты.

...Коричневые или бурые карлики («субзвёзды» или «химические звёзды») —  объекты (с массами в диапазоне 0,012-0,0767 массы Солнца, или, соответственно, от 12,57 до 80,35 массы Юпитера). Так же как и в звёздах, в них идут термоядерные реакции ядерного синтеза на ядрах лёгких элементов (дейтерия, лития, бериллия, бора).

Но, в отличие от звёзд главной последовательности, тепловыделение таких звёзд при слияния ядер водорода (протонов) незначительно, и, после исчерпания запасов ядер лёгких элементов, термоядерные реакции в их недрах прекращаются.

После чего они относительно быстро остывают, превращаясь в планетоподобные объекты, т. е. такие звёзды никогда не находятся на главной последовательности Герцшпрунга—Рассела

В коричневых карликах, в отличие от звёзд главной последовательности, также отсутствуют шаровые слои лучистого переноса энергии — теплоперенос в них осуществляется только за счёт турбулентной конвекции, что обуславливает однородность их химического состава по глубине.

Обычные звезды проводят большую часть своей жизни в состоянии равновесия между силой тяжести, стремящейся их сжать, и препятствующей этому силой газового давления. Высокое давление в недрах звезды обеспечивается огромной температурой плазмы в миллионы и даже десятки миллионов кельвинов, которую поддерживают постоянно идущие в центральной части звезды термоядерные реакции, т.е. реакции синтеза ядер более тяжелых химических элементов из более легких, например гелия из водорода, углерода из гелия и т.п.

В этих реакциях выделяется ровно столько энергии, сколько звезда постоянно теряет с поверхности в виде излучения. Чем меньше масса звезды, тем ниже температура в ее ядре и тем медленнее протекают там термоядерные реакции...

В 1958 астрофизик индийского происхождения Шив Кумар (университет штата Виргиния, США) занялся теоретическим изучением маломассивных звезд, предположив, что могут существовать звездообразные тела настолько малой массы, что температура в их недрах окажется недостаточной для протекания ядерного синтеза. Дело в том, что в период формирования звезды ее гравитационное сжатие обычно продолжается до тех пор, пока температура в центре не достигнет уровня, необходимого для протекания термоядерных реакций.

У массивных звезд эта температура достигается при относительно невысокой плотности вещества, у звезд малой массы – при более высокой (например, в центре Солнца плотность плазмы превышает 100 граммов на кубический сантиметр).

В 1963 расчеты Кумара показали, что у формирующихся звезд (протозвезд) очень малой массы сжатие останавливается раньше, чем температура в их центре достигает значения, необходимого для важнейшей термоядерной реакций – синтеза гелия из водорода (4H ® He). Причиной остановки сжатия протозвезды служит квантовомеханический эффект – давление вырожденного электронного газа.

Таким образом, при массе звезды менее 0,07–0,08 массы Солнца (точное значение зависит от ее химического состава) она не способна сжигать легкий изотоп водорода, а значит в ее жизни нет фазы главной последовательности – самого длительного этапа эволюции нормальных звезд.

Поэтому такие объекты, вообще говоря, нельзя называть звездами. Но с другой стороны, это и не планеты, поскольку в эволюции объекта с массой более 0,013 массы Солнца, как показывают расчеты, должна быть короткая термоядерная стадия, в ходе которой сгорает редкий тяжелый изотоп водорода – дейтерий, превращаясь в легкий изотоп гелия (D + p ® He). Этот краткий эпизод термоядерного горения не задерживает надолго гравитационное сжатие протозвезды. Температура ее поверхности даже при максимальном разогреве не превышает 2800 К, а затем начинает снижаться, и объект практически перестает светиться.

Итак, согласно теоретическому предсказанию Кумара, протозвезды с массой от 0,013 до приблизительно 0,075 массы Солнца в конце своего гравитационного сжатия проявляют робкую попытку стать звездой, но так ею и не становятся; их краткая жизнь заканчивается остыванием и полным исчезновением с небосвода.

Такие звезды-неудачники, открытые «на кончике пера», Кумар назвал «черными карликами», но обнаружить их долго не удавалось и новый термин забылся.

В середине 1970-х годов астрономы выяснили, что помимо наблюдаемых в телескоп нормальных ярких звезд в нашей и других галактиках присутствует огромное количество невидимого вещества; подозрение пало на тусклые карликовые объекты, предсказанные Кумаром, и они вновь стали популярны. Крис Дэвидсон (университет штата Миннесота, США) назвал эти неведомые звезды «инфракрасными карликами»; другие астрономы хотели назвать их «малиновыми карликами», но в 1975 студентка-дипломница из университета в Беркли (США) Джил Тартер придумала термин «brown dwarf», и он прижился.

На русский язык его перевели как «коричневый карлик», хотя в действительности эти объекты имеют инфракрасный цвет, и точнее было бы перевести brown как «темный» или «тусклый». Но термин уже вошел в нашу научную литературу, и, вероятно, навсегда за группой промежуточных между звездами и планетами объектов закрепилось название «коричневые карлики»...

Недавно с помощью данных широкоугольного космического обозревателя NASA WISE астрономы обнаружили пару таких древних «неудавшихся звезд» – коричневых карликов, возраст которых, по предварительным оценкам ученых, составляет около 10 миллиардов лет, сообщается в Discovery News. Это открытие может свидетельствовать о наличии миллиардов подобных субзвездных объектов, которые кружат по просторам нашей Галактики на высокой скорости огромное количество лет.

Астрономический университет Хартфордшира во главе с Дэвидом Пинфилдом работает над исследованием двух коричневых карликов, путешествующих в космосе с головокружительной скоростью 100-200 километров в секунду, что намного быстрее, чем более молодые звезды и другие коричневые карлики. WISE 0013+0634 и WISE 0833+0052 были замечены благодаря технике выявления их очень слабых сигналов инфракрасного излучения в созвездиях Рыб и Гидры соответственно.

Коричневые карлики – связующее звено между массивными планетами и малыми звездами. Получается, что они обладают характеристиками и звезд, и планет, но в то же время не являются ни тем, ни другим. Коричневые карлики слишком малы, чтобы выдержать полноценный ядерный синтез, но в то же время для планет они чересчур массивны. Поэтому справедливым для них может быть и другое прозвище – «неудавшиеся планеты». Так как коричневые карлики холодные по своей природе, эти два новооткрытых объекта, как полагают ученые, имеют температуру между 250 и 600 градусами Цельсия (520-870 Кельвина или 480-1100 по Фаренгейту). Очень слабые инфракрасные излучения карликов может обнаружить только невероятно чувствительная обсерватория.

С помощью последующих исследований наземных космических обсерваторий ученые определили, что в атмосферах коричневых карликов содержится обилие водорода. Посредством спектроскопического анализа они также установили недостаток тяжелых элементов. Такая ситуация обычно встречается у молодых звезд. Тяжелые элементы (любые элементы тяжелее водорода и гелия) создаются в ядрах массивных и сверхновых звезд: низкая металличность этих двух объектов свидетельствует об их древнем происхождении. Карлики были сформированы из первичных межзвездных газов, когда наша Галактика была еще молода.

Расположенные рядом звезды относятся к одному из трех видов звездных популяций – тонкому диску, толстому диску или гало. Но, как известно, именно два последних вида содержат в себе наиболее древние звезды. Кроме того, в гало и толстом диске скорости движения таких тел высокие, а новооткрытые коричневые карлики движутся очень быстро.

Для проведения исследований этих объектов необходимы крайне точный астрономический подход и соответствующий анализ данных. В первую очередь это связано с очень слабым инфракрасным излучением WISE 0013+0634 и WISE 0833+0052, прозванных «коричневыми карликами Мафусаила» благодаря своему возрасту.

По словам исследователей, 97% местных звезд, в том числе и наше сравнительно молодое Солнце, принадлежат к категории образований тонкого диска, в то время как только 3% принадлежат к толстым дискам и гало. Учитывая, что всего насчитывается около 70 миллиардов коричневых карликов, расположенных в тонком диске, то 3% карликов составят не менее 2 миллиардов труднодоступных для обнаружения объектов. Вероятно, они сформировались во время образования Млечного Пути. Но в настоящее время они располагаются вокруг толстого диска и гало-областей.

«Эти два коричневых карлика могут быть лишь верхушкой айсберга, и это одна из самых интригующих частей всей астрономической археологии, – заявил Пинфилд. – Только с помощью WISE мы смогли обнаружить самые слабые и холодные сигналы. И, обнаружив их больше, мы сможем получить представление о самой ранней эпохе истории нашей Галактики».

Астрономы из Канарского института астрофизики обнаружили коричневый карлик с рекордно чистым составом и самой большой массой, точное значение которой пока неизвестно. О своем открытии ученые сообщили в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Коричневый карлик SDSS J0104 + 1535, расположен на расстоянии 750 световых лет от Земли в созвездии Рыб и на 99,99% состоит из водорода и гелия. Сформировался карлик примерно 10 миллиардов лет назад. Его масса в 90 раз превышает массу Юпитера, что делает SDSS J0104 + 1535 самым массивным коричневым карликом, найденным на сегодняшний день.

Обнаружить коричневый карлик ученые смогли при помощи Очень большого телескопа Европейской Южной обсерватории.

«Мы действительно не ожидали найти коричневый карлик настолько чистый по составу», – сообщил автор исследования Цзэнхуа Чжан.

Ранее не было известно, могут ли коричневые карлики образоваться из первичного газа. Ученые уверены, что открытие указывает на путь к крупной и еще не открытой группе исключительно «чистых» коричневых карликов, зародившихся на самых ранних этапах развития Вселенной...

Внеземная жизнь может существовать в атмосферах "неудавшихся звезд"

Астрономы из Великобритании предполагают, что жизнь может существовать в верхних слоях атмосферы достаточно холодных коричневых карликов – "неудавшихся" светил, чьей массы не хватает для запуска термоядерных реакций в их недрах, говорится в статье, размещенной в электронной библиотеке arXiv.org.

"Для зарождения жизни не обязательно иметь землеподобную планету, обладающую твердой поверхностью. Еще в 1976 году Карл Саган предположил, что в верхних слоях атмосферы газовых гигантов могут существовать организмы-"паруса" и организмы-"воздушные мешки", питающиеся энергией Солнца и парящие на потоках, исходящих из глубинных слоев планеты", — заявил Джек Йейтс (Jack Yates) из Эдинбургского университета (Шотландия).

Коричневыми карликами, первые из которых были найдены в 1995 году, астрономы называют переходные объекты между звездами и планетами. Масса таких несостоявшихся звезд — менее 7% массы Солнца — слишком мала для возникновения термоядерной реакции в их недрах. Поэтому коричневые карлики постепенно угасают и охлаждаются.

За последние годы ученые открыли ряд необычных черт коричневых карликов – наличие погоды на них, свинцовых и минеральных "облаков" и ряда других свойств, которые заставили многих астрономов считать, что они на самом деле являются очень крупными планетами, а не звездами.

В 2013 году, как рассказывает Йейтс, астрономы открыли крайне необычный коричневый карлик – крайне холодную "неудавшуюся звезду" WISE 0855 в созвездии Гидры. Как выяснили ученые уже в этом году, ее поверхность и атмосфера настолько холодны, что в ней существуют густые водные облака и прочие вещи, больше характерные для планет, чем для звезд. Кроме того, оказалось, что атмосфера коричневых карликов содержит все "элементы жизни", кроме фосфора – кислород, водород, углерод, азот.

Это натолкнуло Йейтса и его коллег на мысль, что подобные звезды тоже могут быть очагами жизни, подобной "парусам" и "мешкам" Карла Сагана. Они проверили, возможно ли такое в принципе, используя те же уравнения и идеи, которые великий американский ученый использовал для формулирования данной гипотезы 40 лет назад.

Британских последователей Сагана интересовало то, каких максимальных и минимальных размеров могут достигнуть организмы в атмосфере "неудавшейся звезды", чтобы не "упасть" в нижние слои атмосферы коричневого карлика, или не быть унесенными в открытый космос.

Как показали их расчеты, даже при полном отсутствии потоков воздуха, поднимающихся из глубинных слоев коричневых карликов, в их атмосфере смогут существовать микробы, примерно в 10 раз меньшие по размерам, чем типичные земные бактерии.

Если же в атмосферах коричневых карликов будут существовать мощные восходящие потоки воздуха, аналогичные тем, которые есть на Юпитере и на Сатурне, то тогда в их атмосферах могут существовать более крупные существа, похожие на тех, которые описывал Карл Саган. Таким образом, можно предполагать, что жизнь в атмосферах "неудавшихся звезд" действительно может зародиться.

Почему это важно? По текущим оценкам астрономов, в нашей Галактике присутствует около миллиарда коричневых карликов, гораздо больше, чем любых планет и потенциальных двойников Земли. Только в окрестностях Солнечной системы должно присутствовать несколько десятков таких "неудавшихся звезд", которые сможет увидеть телескоп "Джеймс Уэбб", который будет запущен в 2018 году, и другие новые обсерватории. Изучение их спектра, как заключает Йейтс, поможет нам найти следы жизни в их атмосфере или убедиться, что ее там нет...