Крупнейшее скопление во Вселенной противоречит Космологии
Астрономы обнаружили в созвездии Льва и прилегающих к нему участках неба крупнейшую структуру во Вселенной — скопление из 73 квазаров, простирающееся на 1240 миллиона парсек, или 4 миллиарда световых лет, говорится в статье, опубликованной в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

...Кваза́р (англ. quasar- «квазизвёздный» или «похожий на звезду») — особо мощное и далёкое активное ядро галактики. Квазары являются одними из самых ярких объектов во Вселенной — их мощность излучения иногда в десятки и сотни раз превышает суммарную мощность всех звёзд таких галактик, как наша. Следы родительских галактик вокруг квазаров (причём, далеко не всех) были обнаружены лишь позднее. В первую очередь квазары были опознаны как объекты с большим красным смещением, имеющие электромагнитное излучение (включая радиоволны и видимый свет) и настолько малые угловые размеры, что в течение нескольких лет после открытия их не удавалось отличить от «точечных источников» — звёзд (напротив, протяжённые источники больше соответствуют галактикам). Многие квазары меняют свою светимость в коротких промежутках времени.

Кроме современного определения, существовало ещё и первоначальное: «Квазар — класс небесных объектов, которые в оптическом диапазоне похожи на звезду, но имеют сильное радиоизлучение и чрезвычайно малые угловые размеры (меньше 10″)».

Первоначальное определение сложилось в конце 1950-х - начале 1960-х, когда были открыты первые квазары и их изучение только началось. Это определение в целом верно, однако со временем были открыты радиоспокойные квазары, не создающие сильного радиоизлучения; по состоянию на 2004 год, таковыми являются порядка 90 % известных квазаров.

По одной из теорий, квазары представляют собой галактики на начальном этапе развития, в которых сверхмассивная чёрная дыра поглощает окружающее вещество.

Первый квазар, 3C 48, был обнаружен в конце 1950-х Аланом Сендиджем и Томасом Метьюзом во время радиообзора неба. В 1963 году было известно уже 5 квазаров. В том же году голландский астроном Мартин Шмидт доказал, что линии в спектрах квазаров сильно смещены в красную сторону. Принимая, что это красное смещение вызвано эффектом космологического красного смещения, возникшего в результате удаления квазаров, расстояние до них определили по закону Хаббла. Почти сразу, 9 апреля 1963 года, Ю. Н. Ефремовым и А. С. Шаровым по фотометрическим измерениям снимков источника 3C 273 была открыта переменность блеска квазаров с периодом всего лишь в несколько дней. В последнее время принято полагать, что источником излучения является аккреционный диск сверхмассивной чёрной дыры, находящейся в центре галактики, и, следовательно красное смещение квазаров больше космологического на величину гравитационного смещения, предсказанного А. Эйнштейном в общей теории относительности (ОТО).

Очень сложно определить точное число обнаруженных на сегодняшний день квазаров. Это объясняется, с одной стороны, постоянным открытием новых квазаров, а с другой — отсутствием четкой границы между квазарами и другими типами активных галактик. В опубликованном в 1987 году списке Хьюитта — Бэрбриджа число квазаров 3594. В 2005 году группа астрономов использовала в своём исследовании данные уже о 195 000 квазаров.

Один из ближайших и наиболее яркий квазар 3C 273 имеет блеск около 13m и красное смещение z = 0,158 (что соответствует расстоянию около 3 млрд св. лет). Самые далёкие квазары, благодаря своей гигантской светимости, превосходящей в сотни раз светимость обычных галактик, регистрируются с помощью радиотелескопов на расстоянии более 12 млрд св. лет. На июль 2011 года самый удалённый квазар (ULAS J112001.48+064124.3) находится на расстоянии около 13 млрд св. лет от Земли. Нерегулярная переменность блеска квазаров на временных масштабах менее суток указывает на то, что область генерации их излучения имеет малый размер, сравнимый с размером Солнечной системы.

Последние наблюдения показали, что большинство квазаров находятся вблизи центров огромных эллиптических галактик.
Квазары сравнивают с маяками Вселенной. Они видны с огромных расстояний (до красного смещения, чуть превышающего z = 7), по ним исследуют структуру и эволюцию Вселенной, определяют распределение вещества на луче зрения: сильные спектральные линии поглощения водорода разворачиваются в лес линий по красному смещению поглощающих облаков...

"Даже путешествуя со скоростью света, вы потратите свыше 4 миллиардов лет при пересечении этого скопления. Это открытие примечательно не только своими размерами, но и тем, что оно противоречит космологическому принципу, который считался общепринятой истиной со времен Эйнштейна. Мы пытаемся найти аналогичные образования для подкрепления этого "вызова", — заявил руководитель группы первооткрывателей скопления Роджер Клоус (Roger Clowes) из университета центрального Ланкашира в Престоне (Великобритания).

Клоус и его коллеги обнаружили самый большой на сегодня объект в известной нам Вселенной, изучая снимки из каталога DR7QSO, полученные в рамках цифрового обзора неба SDSS (Sloan Digital Sky Survey).

Авторов статьи интересовали квазары — ядра активных галактик, в центре которых предположительно находится сверхмассивная черная дыра, "выплевывающая" часть захватываемой материи в виде яркой струи материи-джета. Во время периодов активности, продолжающихся примерно 10-100 миллионов лет, квазары становятся одними из самых ярких объектов во Вселенной. Это позволяет находить Галактики даже в глубоком прошлом Вселенной, несмотря на огромное расстояние между Землей и древними галактиками.

Почитать     Джет

Группа Клоуса обнаружила на фотографиях созвездия Льва и прилегающих к нему участках неба необычно большое число квазаров, близко расположенных друг к другу. Проанализировав красное смещение и другие параметры излучения ядер галактик, ученые пришли к выводу, что 73 из них расположены на примерно одинаковом удалении от Земли и входят в одно скопление — Huge-LQG.

Почитать     Созвездие Лев (Leo)

По их расчетам, данная "семья" квазаров, удаленная от нас на расстояние в 8,73 миллиарда световых лет, состоит из 73 отдельных галактик. Она занимает весомую часть неба, простираясь на 4 миллиарда, 2 миллиарда и 1,2 миллиарда световых лет по трем осям. Общая масса скопления составляет свыше 3,4 квинтильона масс Солнца (10 в 18 степени), что в несколько десятков или сотен раз больше, чем вес других крупных объектов во Вселенной.

Как отмечают Клоус и его коллеги, подобный объект не должен существовать с точки зрения космологического принципа — одной из фундаментальных основ современной астрофизики. В соответствии с космологическим принципом, одни и те же законы физики справедливы для каждой произвольной точки во Вселенной — поэтому она выглядит в один и тот же момент времени одинаково вне зависимости от места и направления наблюдения.

Одним из следствий этого принципа является ограничение максимального размера скоплений галактик и других сгустков материи, чей максимальный радиус не может превышать 370 миллионов парсек, или 1,2 миллиарда световых лет. Скопление Huge-LQG превышает эту отметку даже в самой узкой части.

Клоус и его коллеги планируют продолжить изучение этого скопления и приступить к поиску аналогичных объектов для окончательного подтверждения того, что сверхмассивные скопления галактик все же могут существовать. Открытие аналогичной "семьи" квазаров позволит с уверенностью говорить о том, что современные представления об устройстве Вселенной необходимо пересмотреть, заключают ученые.

Почитать          10 тайн Вселенной