ПОЧИТАЕМ И О ПРОШЛОМ И О БУДУЩЕМ, ЗАДУМАЕМСЯ О НАСТОЯЩЕМ. Вести и до глухого дойдут. Кот из дома- мыши впляс. Слово в карман- сам на обман. Чисты погоны-чиста и совесть. Женщина не захочет- у мужчины не вскочет. Как только рак свиснет- рыба сразу запоет. Умные люди- это которые трудятся, а мудрые- на кого эти умные работают. Уши, выросшие раньше, не заткнут болтливый рот. У всякого свой вкус и манера- кто любит арбуз, а кто офицера. Энтропия Вселенной в 30 раз выше. Ведрами Ветра не измеришь. Когда вострят языки- это не значит, что обязательно точат сабли. Ученые ставят под сомнение теорию относительности Энштейна.Сначала узаконивают уличную проститутицию, а затем политическую.Золото пробуют огнем, женщину-золотом, а мужчину- женщиной. Ученые NASA обнаружили планету, «несущую смерть» Земле. Зло, посылаемое Вселенной, можно пережить, но порожденное самими людьми нет. Ученые нашли одну из причин существования Вселенной. Человек впервые заразился компьютерным вирусом... Чик волосики, чик головку- вот и морковка. Солнечная Система создалась не по законам небесной механики, а по уму. Посев риса любит болото, но провокация его на засуху дает больший урожай. Грим и лицедейство послаще тайского массажа. Береги честь с молоду, а зубы до старости. Жизнь человека коротка, а знания вечны. Путь проникновения в Мир элементарных частиц более тернист, чем генетические манипуляции. У дубины войны есть конец и есть начало, но многие считают ее бесконечной... Река регулярно подмывает свои берега, но нельзя сказать, что это подмочит ее репутацию. Вселенная не расширяется- это всего лишь в ней космическое пространство "распрямляется". Из мира животных: "Упрямое меньшинство обязательно навяжет свое мнение пассивному большиству". Инерция есть кратчайший путь тела в инородной среде. Всякая иерархическая власть держиться на страхе. Именно поэтому, она милует виновных, а наказывает невинных.
Понедельник, 21.08.2017, 05:49

«  Декабрь 2009  »
14151617181920

Главная » 2009 » Декабрь » 25 » Джет.

Джет.

Катаклизм, конечно. Но его нельзя назвать исключительно разрушительным. Супермощный джет, который лупит из недр одной галактики прямо по другой, хотя и травмирует соседку, но может и подогревать в ней развитие некоторых, условно говоря, созидательных процессов. Исследователи, сделавшие это открытие, без колебаний называют джет уникальным.

Джет - это выброс заряженных частиц, двигающихся с около световой скоростью ( вероятно здесь имеется ввиду видимая наблюдателю часть джета ). Объекты, оказавшиеся на пути джета, подвергаются также влиянию жесткого рентгеновского и гамма-излучения. Джеты того типа, о котором идет речь, образуются в окрестностях сверхмассивных черных дыр. Для простоты иногда говорят, что черная дыра "создает джет", однако следует понимать, что джет, разумеется, является выбросом не из самой черной дыры, а из ее окрестностей. Как именно образуются джеты, пока понятно не до конца. Причиной их возникновения, скорее всего, является аккреция: поглощение вещества черной дырой, приводящее к выделению огромного количества энергии. Сложное взаимодействие магнитных полей приводит к тому, что часть вещества ускоряется до больших скоростей и выбрасывается в виде струи.
"Мы видали много джетов, испущенных чёрными дырами, — делится впечатлениями Дэниел Эванс (Daniel Evans), астроном из Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра (Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics). — Но ни разу нам не попадался такой, который бы дубасил какую-нибудь галактику".

Творится такой беспредел в галактике под названием 3C321. Интересна она тем, что является сильным источником электромагнитного излучения в радиодиапазоне, но это в данном случае не столь важно. Ведь рядом с ней вертится ещё одна галактика размером поскромнее. И вот она-то, соседка, попала в нехилый переплёт, про который и поговорим.

Вместо сердца у 3C321, как это часто случается с галактиками, не гранитный камушек и не пламенный мотор, а сверхмассивная чёрная дыра. И из этой чёрной дыры в направлениях, перпендикулярных экваториальной плоскости (то есть как бы вверх и вниз), вырываются два громадных джета — всё честь по чести.

3C321 и соседняя галактика вращаются вокруг общего центра тяжести. На первый взгляд — полная идиллия. Однако не обошлось без драмы.

Перемещаясь по своей траектории, меньшая напарница попала прямо на джет 3C321, и ей, естественно, пришлось несладко.

Она находится от большей галактики на расстоянии в 20 тысяч световых лет (довольно близко — это значение сопоставимо с удалённостью Солнечной системы от центра Млечного пути) и в настоящий момент касается джета только лишь краешком.

Но это очень сильное воздействие. Ведь материя джета обладает очень высокой энергией и представляет собой поток элементарных частиц и гамма-излучения. Да, галактика страдает не вся, но астрономы настороженно комментируют происходящее там

Например, Нейл Тайсон (Neil deGrasse Tyson), астрофизик из Американского музея естествознания (American Museum of Natural History). Казалось бы, обладатель такой фамилии должен ничего не бояться, да и участия в исследовании 3C321 он не принимал, однако учёный явно напуган.

Он считает, мы должны радоваться тому, что наблюдаем такой кошмар с почтительного расстояния. "Зная смертельный эффект радиации джета, я не хотел бы оказаться на этой линии огня", — признался Нейл.

Не преисполнен оптимизмом касательно судьбы жителей меньшей галактики и Дэниел Эванс. Высокоэнергетичные частицы гигантской струи и жёсткое излучение, по его мнению, скорее всего, оказывают разрушительный эффект на планеты, которые могут быть там.

"Фотоны гамма-излучения могут оказывать драматичное воздействие на атмосферу, — вздыхает учёный. — Вероятно, что у планеты вроде Земли озоновый слой в результате такого воздействия разрушился бы в течение считанных месяцев".

А без озона, как вы знаете, хуже, чем без воды. Но не всегда. Тайсон предположил, что формы жизни, которые могли некогда существовать в той галактике, уже можно уверенно считать вымершими — за исключением тех, что обитают под поверхностью.

Но эта ситуация весьма условная. Ведь вряд ли может долго выжить какая-нибудь экологическая система, состоящая лишь из подземных жильцов. А смертельный джет губит галактику уже около миллиона лет…

Да и может ли быть джет не смертельным? Говорят, что он может быть даже живительным — но не с точки зрения биологии. Специалисты уверены в том, что громадный приток энергии, который получает маленькая галактика, вызывает в настоящее время интенсивное звёздообразование и, вероятно, формирование новых звёзд.

Результаты исследования этого грандиозного взаимодействия ещё не опубликованы, но пока вы можете ознакомиться с препринтом статьи (файл PDF, 1,35 мегабайта); в ближайшее время она должна появиться в "Астрофизическом журнале" (Astrophysical Journal).

Невозможно абсолютно точно понять, что же творится внутри — далековато, сами понимаете. И всё же, если судить о ситуации в целом, то, как говорит Дэниел Эванс, "джет может вызвать все возможные проблемы в галактике, по которой он колотит". Так или иначе, маленькая компаньонка сейчас попала под его воздействие и, очевидно, сполна получает те самые проблемы.

Самая дальняя зафиксированная точка джета отстоит примерно на 850 тысяч световых лет.

Анализ данных показывает, что галактика "попала под обстрел" всего миллион лет назад - по галактическим меркам это ничтожно мало.

Астрофизики впервые получили детальные рентгеновские изображения струи плазмы вблизи центра нашей Галактики. Эта струя или джет образуется за счет поглощения вещества сверхмассивной черной дырой и ее существование давно предсказывалось теоретиками.

Подробности приводит официальный сайт рентгеновской обсерватории «Чандра» со ссылкой на публикацию исследователей в The Astrophysical Journal.

Ученым пришлось соединить вместе изображения с общим временем экспозиции около 17 дней. Первые изображения были получены еще в сентябре 1999 года, в то время как последние датируются мартом 2011. В распоряжении исследователей оказались не только фотографии, но и спектр рентгеновского излучения джета. При этом речь идет об изучении именно джета, а не непосредственно черной дыры, рентгеновские снимки которой были представлены летом 2013 года. Авторов новой работы интересовали выбрасываемые струи, а не падающее в черную дыру вещество, которое тоже дает рентгеновское излучение.

Почитать    "Город в Космосе"

Такие же спектры характерны для хорошо изученных плазменных струй от сверхмассивных черных дыр в других галактиках, поэтому астрофизики считают, что им действительно удалось найти джет, а не какой-то иной объект. В пользу этого говорит и расположение струи: она направлена вдоль оси вращения галактического диска. Теория предписывает черной дыре вращаться так же, как вращается галактика и джет должен выходить именно вдоль оси вращения. Исключением могла бы стать черная дыра, которая недавно (по астрономическим масштабам) поглотила другую черную дыру сопоставимой массы, но никаких указаний на подобное событие у ученых не было.

Почитать   Спиральные Джеты туманности Fleming 1

Меньший размер джета Млечного пути по сравнению с джетами других галактик объясняется тем, что черная дыра, звезда Стрелец А (в данном случае «звезда» это условное обозначение, «*», объект обозначается как «Стрелец А*») намного менее активно поглощает окружающее вещество. В последние годы астрономы смогли зафиксировать движение в сторону черной дыры газопылевых облаков и нашли указания на то, что она поглощала какие-то объекты за последние несколько веков. Этими объектами, возможно, были отдельные звезды.

Послесловие