14:25 Сейды |
Культ камней был распространен во всем мире, во многих странах он имеет как общие черты, так и отличия, но на севере Европы, ввиду специфических природных условий он обрел совершенно уникальные особенности. Феномен рукотворных каменных сложений- сейдов, пожалуй, не имеет аналога в мире и овеян сакральной тайной своего происхождения... Сейд – по восприятиям коренных жителей Карелии саами - это природный объект, в котором живёт почитаемый дух. Сейды бывают как естественного происхождения (деревья, скалы, животные, всевозможные явления природы) так и рукотворные. Как правило, рукотворный сейд представляет собой крупный валун, поставленный на несколько более мелких камней или в какое-нибудь неустойчивое положение. И сколько времени в таком положение камень стоит и когда он был так поставлен, доподлинно никому неизвестно... Есть предположение, что эти каменные сооружения были созданы для древних мистических таинств, где реальный мир встречался с потусторонним, и космическая энергия, накопленная в них, помогала исцелять людей, общаться с умершими предками и духами. Среди ученых и исследователей существует много версий о происхождении этих рукотворных загадок. Сами же жители Северо-Запада Европы считали, что шаманы - нойды, когда приходило им время умирать, уходили в тундру или тайгу и там их душа переселялась в камни, передавая тем, свои колдовские свойства. Магия сейдов описана в знаменитых скандинавских Сагах. И поныне саами, которые населяют Кольский полуостров и север Скандинавии, хранят древние легенды и обряды. Аналогичные объекты встречаются так же в Британии, Ирландии и Исландии. В Исландии, к примеру, Исландские Рунические Камни считаются домами эльфов. Возможно, самым знаменитым магическим каменным сооружением является Стоунхендж в Англии. Как известно, регион распространения сейдов стал местом поисков следов гипотетической древнейшей цивилизации Гипербореи. Отсюда возникло самое экзотическое предположение, что жители «прародины всех цивилизаций» как раз и являлись строителями рукотворных сейдов. Почитать Мифология и Реликвиии Працивилизаций Сейды бывают размером от десятков сантиметров до шести метров в диаметре, соответственно весом от десятков килограмм до десятков тонн. Главным отличием сейда является его, на первый взгляд, неустойчивое положение, в котором мегалит пребывает, возможно, не одну тысячу лет. Например, встречаются: - каменные пирамидки, расположенные отдельно или на вершинах валунов, - валуны на подставках - "каменных ножках" (чаще в количестве трех штук), - частично приподнятые валуны или поставленные в неустойчивое положение (камень на ребре, вершиной вниз, зависший над пропастью и др.), - маленький камень на подставках расположенный на большом камне на подставках, - камень на двойных подставках-кладках, - пирамидка из камней на вершине валуна установленного на подставки, - конструкция из нескольких камней поставленных друг на друга, - валун на подставках над трещиной в скале, - камни, установленные под углом до 45 градусов на скалах, и др. Интерес представляет и выбор места для «капищ» - как правило, все они находятся в геологически активных точках. Непременным условием их местонахождения является и близкое расположение от водоемов (рек, озер, источников воды). В некоторых местах Кольского полуострова сейды являются своеобразными маяками, указующими неведомую дорогу - если идти от сейда к сейду- то от каждого открывается вид на следующий. Все увиденное вызывает у современного человека убежденность в наличие некоего порядка и смысла, что вызывает шквал вопросов: - Зачем было нужно возводить такие сложнейшие сооружения и каким образом они возводились? - Кто обозначил священными камнями тропы, кто по ним шествовал, и куда они ведут? - Какую роль играли водоемы в таких местах? Может быть сам химический состав воды в них отличается от равнинных «обычных» озер и рек? - Каким непонятным нам знанием владели строители сейдов ? - Что могли «качать» своими неустойчивыми камнями в геологических разломах древние люди? - Какой возраст этих сооружений? и др. Ответы на эти вопросы, начиная с 17 века и по сей день, ищут исследователи и ученые, но северные мегалиты России неохотно открывают свои тайны... В Карелии зафиксированы четыре крупных, два небольших культовых комплекса сейдов, и около десятка одиночных сеидов. Крупные комплексы находятся на вершинах небольших скалистых гор островов Русский и Немецкий Кузова, горах Кивакке и Воттовааре. Острова Русский и Немецкий Кузова расположены между устьем р. Кеми и Соловецкими островами. На Русском Кузове найдено 360 сейдов на площади 7,3 га, на Немецком – 339, на площади 8,2 га. Комплексы на горах Кивакка и Воттоваара открыты только в 1993 г. и пока детально не обследованы. Культовый комплекс Кивакка находится на отметке 400 м и насчитывает несколько сотен каменных сейдов. На Воттовааре (417 м) - около 500 каменных сейдов, разбросаных на территории в 6 кв.км. Они располагаются как поодиночке, так и группами от 2-3 до 40-50 штук. Комплексы сейдов в Карелии являются самыми крупными на Севере Европы. В Финляндии и Швеции широко известны и конструкции в виде приподнятых на опоры валунов и камней увенчанных камнями-навершиями. В финском и в шведском языках есть специальные термины для обозначения мегалитических конструкций. В Финляндии наиболее часто их называют kivipoyta («каменный стол»), heiluvakivi («качающийся камень» аналог англоязычного термина balanced rock, название, подчеркивающее свойство объекта). Шведские названия сейдов более разнообразны: 1. liggande honor («наседка») 2. hona pa agg («курица на яйцах») 3. flyttbloсk («перемещенные валуны») 4. trefotssten («треножник») 5. stenpall («каменный табурет») 6. flygande sten («летучий камень») 7. ruvande ripa («белая куропатка», интересное название, возможно указывающее на камни белого цвета, с большим содержанием кварца) 8. lappbord («лопарский стол», название распространено в Остроботнии) Некоторые российские исследователи полагают, что слово сейд неприменимо к мегалитам, предпочитая называть их просто культовыми камнями, или, из-за некоторого внешнего сходства- дольменами. Почитать Дольмены В целом, проблематика правомочности употребления слова сейд по отношению к мегалитам упирается в вопрос об отношении древних к этим конструкциям, были ли они культовыми? Так практически нет никаких фольклорных данных о культе, таких как огромных комплексов сейдов, например, на горе Воттоваара или на Кольском полуострове, так и небольших скоплений в Ленинградской области. В русском языке слово сейд появилось в результате исследований этнографов 19-начала 20вв в Карелии и на Кольском полуострове. Так исторически наиболее известным сейдом является почитаемый саамами «Летучий камень». Видимо, именно, от этого момента слово сейд стало применяться исследователями к валунам, приподнятых на скалах. В некоторых случаях само происхождение сейдов спорно, в других есть несомненные признаки участия человека, но как люди воспринимали эти объекты? Были ли они священными, если да, тогда какие ритуалы, обычаи и традиции с ними связывали? В Российской части северного мегалитического ареала сохранились лишь незначительные фольклорные упоминания о культе некоторых мегалитов, как установленных на опоры, так и увенчанных камнями-навершиями. 1. Камень с навершием на мысу Аккониеми, по легенде здесь «лопь прокляла женщину с животом… не будет покоя тому, кто снимет навершие и не поставит его на место» 2. Чуманный камень в районе Евжезера – валун на трех камнях опорах, имеющий имя собственное. 3. Валун на трех опорах у д.Великая губа в Заонежье, по легенде этот камень обронил черт и возле него чудится. 4. Камни с навершиями на островах Кузова в Белом море – по легенде окаменевшие люди, немцы. Также культовые моменты, связанные с каменными сейдами упоминаются в работе известного шведского этнографа Эрнста Манкера «Священные места лопарей», где он упоминает несколько камней поставленных на опоры, являвшихся саамскими жертвенниками. Один из этих камней представлял собой сланцевую плиту на трех опорах, расположенную в местности Спирбергет (Spirberget) в западной Финляндии и известную, как «лопарский жертвенник». Другое, подобное образование, в виде большого валуна на трех опорах, было жертвенным камнем в местности Вуогенас Систерскалет (Vuoggenasse Systerskalet). Камню приносили в жертву оленей, чтобы защитить стадо от болезней. Под камнем были обнаружены оленьи рога и медное кольцо. В записях викария приходов Инари и Утсйоки Якова Фелмана, которые он вел с 1820 года, упоминается разрушение одного из сейдов возле города Китка (Kitka) на Святой горе (фин. Pyhavaara, швед. Heligtberg): «Около 1830 года был большой камень, имевший форму куба, со сторонами по 6 локтей; он покоился на четырёх четырёхугольных камнях поменьше высотой в пол-локтя. Этот камень, который предположительно служил лопарям местом поклонения или алтарем, упоминается фельдфебелем Плантингом. Его при помощи рычага и множества помощников скатили с горы в озеро, где он раскололся и утонул». Характерно, что в этом сообщении упоминается не только конструктивная особенность установки камня, но топоним места, где он стоял. Хотя в данном случае сведений о культе не сохранилось, топонимика однозначно указывает на сакральные функции этого утраченного объекта. Финский этнограф Самули Паулахарью также упоминает о разрушении одного из почитаемых сейдов: «Юппюря сейд находился в церковном приходе Енонтекио, к северу от д.Хетта на крутом лесистом холме. Недалеко от вершины холма стоял невысокий камень на четырех опорах. Камню приносили в жертву рога и латунные монеты. Пару раз неверующие люди скидывали камень с горы, но он всегда возвращался на прежнее место. Наконец строители церкви в Хетта (церковь была построена в 1864году) скинули его вниз в озеро Оунасярви, где он и остался. После этого ухудшился лов рыбы в Оунасярви. Сейд был камнем кубической формы со стороной грани 0.7м.» В Финляндии некоторые мегалиты также именуются сейдами (seitakivi), хотя более распространенным названием для подобных конструкций является kivipoyta. В первую очередь в этом ряду стоит упомянуть камни Пяйвиокиви (Paivionkivi), расположенные в финской части Лапландии и представляющие собой установленные на камни-опоры валуны, стоящие на скалах в водах озера. В народных преданиях эти камни связываются с именем известного героя Пяйвио (Paiwia). Образ Пяйвио многогранен, по одной из наиболее распространенных версий под этим именем упоминается живший в 17веке шаман, принявший христианство и уничтоживший идолов, которым раньше поклонялся. Согласно легенде Пяйвио сбросил камни в озеро, но они всплыли. Пяйвионкиви (он же «Камень дня Святого Олафа») на озере Инари, является крупнейшим из известных в Финляндии «каменных столов» kivipoyta. С аналогичным камнем Пяйвионкиви на озере Уккоярви (округ Инари), связано предание о подземном тоннеле, по которому бог Укко посещал свою супругу Акка. Пяйвио-сейд (Paivio seita), также представляющий собой валун на камнях-опорах расположен в округе Енонтекио. Этот камень пытался разбить местный священник в 18 веке, но не сумел, валун до сих пор является жертвенником, к которому приносят в жертву оленей. Еще один известный в Финляндии сейд, считающийся геологическим памятником, расположен на горе Суонтастанвуори, что возле Ювяскюля и называется Тапионалтари (Tapionalttari). Он представляет собой гранитную плиту весом под 10тонн, установленную на три опорных камня размерами с человеческую голову. Несмотря на то, что преданий связанных с этим памятником не сохранилось, его название вполне информативно - «Алтарь Тапио». Тапио в финской мифологии бог леса, от его милости зависела удача на охоте, его алтарями также считались пни. По одной из легенд Тапио приписывается роль судьи над лесными зверями. По версии финского геолога А.Кейонена древние люди вполне могли считать подобное сооружение «игрой Тапио». Также в Финляндии известна группа сейдов расположенная напротив горы посвященной богини Акка. В некоторых районах западной Финляндии сейды сопутствуют каменным кучам, могильникам бронзового века. Восточнее Ваасана есть несколько мест Лаппалайсенповдикси (Lappalaisenpoydiksi) называемых также «каменными столами». Скопление сейдов сложной конструкции известно на скале Кюлмянкорвенкалио (Kylmankorvenkallion), сейд классической компоновки Рамундеринкиви (Ramunderinkivi) известен на острове Таммисаари. Не менее интересные предания связаны с камнями хейлувакиви (heiluvakivi), так «…к северо-востоку от деревни Хоуиканкюля (Hoikankylan) есть «катящийся камень», Лииккувакиви. Под валуном ведьмы и колдуны приносили жертвы для выздоровления больных детей, удачи на охоте и в животноводстве… В местности Лиекса, у деревни Келван (Kelvan) есть качающийся камень Кииккукиви (Kiikkukivi) Рядом с валуном Кииккукиви есть каменный стол или алтарь, большой плоский валун (2х2х0.8-1 м), неподвижно стоящий на четырех меньших валунах. Дополнительные свидетельства можно увидеть и по другую сторону Ботнического залива, в Швеции, где также многие сейды имеют имена собственные- "Бродячий Камень", "Звенящий Камень" ("Камень-Колокол"), "Камень Обмана", "Качающийся Камень", "Троллий Камень", "Замок королевы Оммас" и т.д. Большинство из них также упоминается в легендах, которые рассказывают, как эти камни были брошены огромным троллем или кем-то подобным в сторону церкви, чтобы заставить замолчать колокола, но падали на того, кто их бросил. В Швеции также было сделано интересное наблюдение о привязке некоторых сейдов к подземным медным выработкам бронзового века. Интересным моментом, касающимся шведских сейдов, является наличие на некоторых из них рукотворных меток – выдолбленных чашечных углублений. Обычно, чашками отмечены сейды, находящиеся возле могильников и городищ бронзового века (середина 2 тыс. до н.э.). Это позволяет сказать, что уже в ту эпоху люди знали о сейдах и использовали их. Однако, это отнюдь не свидетельствует о том, что сейды возводились именно тогда, скорее здесь можно предположить вторичное использование, а выбитые на сейдах «чашки» могут быть не более чем способом «перекрестить» чужую святыню в свою веру, подобно тому как это позднее делали христиане. В шведском фольклоре также сейды иногда связывают с гномами, либо с великанами. Например, такие названия, как «каменный табурет», зачастую увязывают с мифологическими гигантами. Вообще, у саамов (лопарей) дохристианского периода существовало два религиозных культа: культ высших богов и культ священных объектов - сейдов. Сейдами жители Северо-Западной Европы называли горы, камни, деревья, животных и различные явления природы - вся окружающая природа обожествлялась, но особенно распространено было поклонение священным камням - сейдам. В саамской мифологии горы были олицетворением рая Сайваймо, верховые озера могли быть прообразами тех колодцев-источников всех земных вод, бывших при сотворении Мира. Почитать Сотворение Мира ( Альтернатива ) Поклонение священным камням основано на двух культах: культ сейдов, как покровителей промыслов (сейды зооморфного вида) и культ предков (сейды антропоморфного вида). Лапландская магия тесно связана с культом сейдов. Саами верили, что в этих камнях живут духи, поддержкой которых можно было заручиться только принося им в жертву животных (чаще всего оленей), просто оленьи рога, рыбу, табак, кусочки тканей, а также вещи. Сейдам, расположенным на недоступных местах, жертву приносили, смачивая камень кровью жертвенного животного и бросая его в направлении сейда. Женщины и дети к сейдам не допускались. В преданиях лопарей говориться, что после своей смерти шаман-нойда «превращается» в сейд, помогая из потустороннего мира своим соплеменникам. Поэтому сейд всегда требовал уважения к себе, соблюдения тишины, воздержания от брани. Он мог повлиять на охоту, исцелить от болезни, принести удачу. Считалось, что если не относиться к Сейду с должным вниманием, то заключённый в нём дух может покинуть Сейд и камень становится пустым. Как правило, каждый Сейд имел свою легенду, связанную с жизнью шамана, от которого произошёл. ВЕРСИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ Первыми исследователями сейдов были немецкий путешественник И. Шеффер, посетивший Лапландию в XVII веке и давший определение понятию «сейд», финский ученый А. Кастрен, изучавший саамов в 50-х годах, русский этнограф Н. Харузин, путешествовавший по Кольскому полуострову в конце XIX века , геолог В. Визе, обобщивший полевой материал экспедиций 1910-1911 гг. в центральную часть Кольского полуострова. Максимально четко и кратко культ сейдов, бытовавший у саами в первой половине 20 века, записал и сформулировал русский исследователь саамского шаманизма Николай Волков. В Советской России исследованиями сейдов занимался известный советский этнограф Владимир Чарнолусский; много интересных открытий принесла экспедиция под руководством А.В.Барченко. В конце прошлого века были открыты и исследованы экспедицией Карельского историко-краеведческого музея под руководством И. М. Мулло святилища саамов на островах Белого моря — Немецком и Русском Кузовах. В 1978 году местный краевед С.М. Симонян открыл крупнейшее в мире скопление каменных структур – сейдов на горе Воттоваара. Интерес к этой теме исследований с каждым годом только увеличивается. В наше время новые поисковые группы, отправляясь изучать сейды, все больше приближают нас к разгадкам тайн священных камней саами. Среди ученых существуют разные точки зрения на происхождение сейдов и цели их создания, порой совершенно противоположные. В данной статье приведены некоторые самые популярные версии происхождения сейдов. Версия 1. Строители сейдов – обитатели постледниковой доисторической Арктической цивилизации - эмигранты с юга. Строителями сейдов не могут являться жители Северо-Запада Европы-саами, потому что они заселили эти места примерно в середине 1 тысячелетия до н.э.. В то время, как возраст сейдов, учеными датируется, примерно, 7-5 тыс. лет до н.э. Это период наиболее приемлего климата и возможного расцвета "арктического палеолита." Этот факт говорит о том, что в Арктике в доисторические времена существовала некая цивилизация, характеризующаяся наличием мегалитических памятников, их комплексов вкупе с разнообразными конструкциями с непонятными нам свойствами и назначениями. Эти люди умели перемещать и устанавливать крупногабаритные и тяжелые валуны, имели навыки работы с камнями, владели знаниями геологического строения Земли. Возводимые ими сооружения говорят о наличие явных инженерных и эстетических представлений доисторического народа. Именно, остатки научных знаний этой гипотетической цивилизации, частично унаследовались саами и стали основой знаменитой "лапландской магии". Исчезновение же данной предполагаемой цивилизации вероятно связано с ухудшением климата, примерно 3 тысячи лет назад. В истории известно много случаев когда менее развитый народ заселяет места обитания более цивилизованного, при этом перенимая традиции последнего. В подтверждении гипотезы, что северные мегалиты были созданы до саами, служит и сама трактовка понятия сейда: сейдом саами именовали любые выдающиеся природные объекты – озера, скалы, деревья, то есть нерукотворные образования, и в этом же ряду стоят и явно рукотворные мегалиты, без малейшего упоминания их создания. «Летающие камни» и все. Иначе говоря, приравняли непонятные искусственные конструкции к природным. Это наводит на мысль, что саами уже застали эти камни поставленными, и так как они явственно выделяются из окружающего ландшафта, заселили и их «духами». В камнях живут духи и они могут летать – иначе как могли образоваться эти странные валуны на камнях-опорах? Кроме того, в преданиях лопарей присутствует более чем скудное упоминание главных мегалитических святилищ «плато сейдов», а последние 2000 лет летописцы соседей описывали бедность, скудность и малочисленность лапландского племени, долгое отсутствие у них письменности, что говорит в пользу того факта, что этот народ не мог быть потомком стоителей сейдов. Явление, когда народы избирают в качестве фетишей камни, чрезвычайно распространено на всем земном шаре. Камням поклоняются и в Индии, и в центральной Австралии, и в Африке. У приполярных народов этот культ достиг сравнительно небывалого развития, когда мегалиты буквально " вывешивались" в воздушное пространство на сравнительно не надежные опоры. Для этого нужны не только математические расчеты, но и понимание сущности самого камня, его кристаллической решетки, а, возможно, способностей влияние на переспределение масс монолита или, практически мгновенного, определения центра тяжести мегалита. Почитать Мегалические Пирамиды Но тогда возникают новые вопросы: кем были эти строители и зачем древние обитатели Арктики возводили среди бескрайней тундры удивительные каменные конструкции, получившие поэтическое название «летучие камни Лапландии»? Решение этих загадок, так же, как и загадок южных собратьев лапландских сейдов - дольменов, менгиров, кромлехов, - еще далеки от разрешения. Приход традиции возведения мегалитов в полярную Европу мог быть только с юга. В пользу этой версии говорит то, что все аналоги камней - сейдов расположены именно там, т.к. север и противоположный материк в то время были надежно прикрыты льдом. Можно наблюдать поразительное сходство сейдов с известными конструкциями, расположенными в других странах. Сходство их настолько поразительно, что окажись некоторые сейды не на Кольском полуострове а скажем в Шотландии они непременно были бы названы дольменами, а некоторые конструкции средней России (Новгородская область, на Валдае), Украины и Европы можно с полным основанием назвать сейдами. Подобные конструкции есть и в Корее, и в южной Индии, в Германии, Голландии, Дании. Все это многообразие южных аналогов северных сейдов, как бы подтверждает версию о направлении движения традиции мегалитостроения с юга на север. Наличие затопленных мегалитических комплексов позволяет отнести датировку сейдов Европы в «допотопные» времена, т.е. ранее 10 тыс. лет до н.э. Почитать Канувшие под воду Мегалиты Итак, согласно версии первой, датировки построения северных мегалитов ученые представляют так: - Около 10-8 тыс. до н.э. – появление первых южных мигрантов на севере Европы. - Около 8-6 тыс. до н.э. – ранние стадии развития северной культуры. - 6-5 тыс. до н.э. – период благоприятного климата, освоения обработки сланца, появление керамики, сооружение мегалитических комплексов. - 5-4 тыс. до н.э. – апогей культуры сейдов, максимальный ареал распространения и многообразие конструкций, освоения морского промысла, петроглифы, стоянки, могильники. В условиях теплого климата возможно существование единой арктической пра-культуры ("сиртя-тунитов"?). - 4-3 тыс. до н.э. – вероятное ухудшение климата, начало упадка культуры сейдов, становление культуры лабиринтов. - 3-2 тыс. до н.э. – расцвет культуры лабиринтов, «плато сейдов» в упадке. - конец 2 тыс. до н.э. – вероятное переселение в северную Европу племен с северного Урала, закат культуры лабиринтов. Конец эпохи мегалитов и начало трехтысячелетней эпохи лопарского племени в том виде, в каком мы встречаем его вплоть до 21 века. Почитать Хронология Цивилизаций на Земле Версия 2. Сейды - часть и наследие единой арктической культуры. Если считать, что версия первая верна в отношении исхода строителей сейдов с юга, то возникает опять вопрос: Откуда тогда в восточной Канаде (близ города Галифакс) и США появились дольмены и инаксуиты, которые по своей конструкции гораздо ближе к сейдам? Сходство поразительно: в отличие от большинства европейских дольменов канадские инаксуиты представляют собой огромные глыбы поставленные на маленькие камни, причем количество камней подставок идентично именно сейдам северной Европы - три штуки. Подобно сейдам, канадские инаксуиты располагаются в "местах силы", иногда составляют целые комплексы, имеют сопутствующие конструкции; являлись многофункциональными святынями - маяками, визирами, жертвенниками. По инаксуитам можно ориентироваться в тундре, они отмечают подобно сейдам террасы, скалы, вершины. По их визирам можно определять направление на удаленные объекты. Возле них делались жертвоприношения духам. По инуитской традиции, как и в культе саами, инаксуиты (сейды) являлись не только визирами и ориентирами, но и сакральными воротами перехода между мирами. Еще одним связующим звеном между Европой и Америкой являются гурии – навигационные башенки-пирамидки сложенные из камней. На русском Севере они соседствуют с сейдами, в Канаде – с инаксуитами. В обоих регионах, в преданиях как инуитов, так и саамов, прямо говорится о том, что древние мегалиты сделаны не их предками. Действительно, сравнивая северные каменные конструкции с примитивным уровнем древних племен американской Арктики или лопарей (саами) Северо-Запада Европы, невольно возникает уверенность, что народ, живущий охотой и рыболовством в суровых климатических условиях, фактически на грани выживания, не мог вдруг непонятно почему начать со сложным инженерным расчетом ставить камни на камни, выкладывать круги и прочее, но при этом еще учитывать представления о "местах силы", астрономии, навигации. Учитывая общие черты сейдов, инаксуитов, дольменов, расположенных на трех континентах: в Европе, Азии и Америки, ученые-сторонники версии 2 считают, что мегалитические камни являются остатками некогда единой арктической культуры, впоследствии разделившейся на несколько направлений-традиций. В подтверждение этому является и тот факт, что возникшие в разных частях Арктики культуры должны были бы создать примерно идентичные сооружения,но наяву получается совершенно иначе: в Северной Европе мы видим явное сходство с дольменами, а в Северной Америке со Стоунхенджем. Итак, обобщая все вышесказанное, можно версию 2 изложить так: 1. Арктика могла быть родиной мегалитов и, именно, с севера распространилась по Земле мегалитическая культура. Это единственное логичное предположение объясняющее широчайшее распространение дольменов по всему миру, т.к. только из Арктики они могли распространиться одновременно и равномерно по всем южным направлениям, это легко объясняет сходство дольменов Кореи, Индии, Шотландии, Канады... Дольменные культуры словно опоясывают земной шар в широтном диапазоне 30-50градусов к северу от экватора, в наиболее благоприятной климатической зоне - севернее уже леса, южнее - пустыни. 2. В арктическом регионе находятся прото-формы мегалитов - сейды как первичные формы, "прадедушки" дольменов, инаксуиты как прото-визиры более поздних мегалитических обсерваторий Стоунхенджа и подобных, кроме того, примитивные формы каменных кругов и менгиров также наводят на мысль о том что не возникла ли идея мегалитического строительства на севере? 3. Северные мегалитические комплексы указывает на то, что их строители уже имели простейшие представления об астрономии и ориентировании, кроме того знали о свойствах энергетической структуры Земли и могли их использовать, т.е. имели основы тех знаний которые были доведены до совершенства строителями кромлехов, дольменов и аллей менгиров. Почитать Нураги ...Две предыдущие версии объединяет одна общая мысль, что сейды принадлежат к рукотворным сооружениям древней цивилизации. Ученые-сторонники этих версий считают, что объяснение происхождения сейдов проделками ледника не выдерживает никакой критики и не дает ответов на многие вопросы, главный из которых – почему ледник в одном месте «сооружал» сотни сейдов, а в другом ни одного и почему в других горных местах планеты, также бывших под многометровым ледяным колпаком, нет ничего подобного? Кроме того существуют особые признаки выбора мест для постановки сейдов, которые отсутствуют в местах хаотического скопления валунов разбросанных ледником – вероятность встретить в этих нагромождениях сейд крайне мала. Наличие не только некоей «разумности», но и инженерной, а также эстетической мысли, несомненно имеется в величественных мегалитах Арктики. Сложно представить ледник способный в одном месте аккуратно поставить на подставки сотни камней, а прочие просто раскидать на десятки километров вокруг без всякой системы. Тому кто видел скудный почвенный покров Заполярья также покажется смешным предположение о эрозии грунта под камнями. Стоит внимательно присмотреться и непременно увидишь то искусство с которым валуны поставлены на камни-подставки, какой психологический эффект производит на смотрящего камень установленный так, что кажется он и стоять не должен до того неустойчиво установлен, но тем не менее сейды стоят уже не одну тысячу лет. Невозможно также не обратить внимание на то, как окружающий ландшафт подчеркивает "избранность" камня, что камни-подставки могут быть из совершенно иной породы чем сам сейд. Непременное наличие по близости с мегалитами воды тоже не могло быть случайностью. Скорее всего это было необходимо для каких-то ритуалов, мистерий, приношений и т.п. действ. А какие прекрасные виды открываются с установки сейдов! Уходя с плато сейдов чувствуешь благоговение и восхищение перед разумом и мастерством древних строителей, в незапамятные времена в приполярном регионе, так умело поставивших столь непостижимые конструкции и доживших до нашего времени. Тем не менее существует и природная версия о происхождении конструкций сейдов - при помощи ледника, которая тоже кажется весьма убедительной. Итак… … Версия 3. Сейды - «летящие камни», оставленные ледником. Одним из самых главных сейдов почитаемых саамами считается "летучий камень", упомянутый известным этнографом В.В. Чарнолусским, это огромный многотонный камень неведомой силой поставленный на вершину трехметровой скалы. Стандартное объяснение - валун с таявшего ледника опустился на эту скалу и так там остался. Сами саамы объясняют происхождение «летучего камня» тем, что он прилетел из Скандинавии. Объяснение выглядит вполне логично, так как невозможно представить, как, без привлечения потусторонних сил, древние люди могли закинуть валун на скалу. И. Вдовин предлагает принять во внимание тот факт, что при перемешивании однородной (с одинаковым удельным весом) горной массы, мелкая фракция под действием гравитационных сил проваливается вниз, всегда оставляя наверху более крупную фракцию. Аналогичный процесс происходил и во время перемещения скального грунта ледником: мелкая фракция опускалась вниз, в то время, когда большие куски оставались вверху. Мелкая фракция в каких-то местах "застревала” подо льдом, а крупная, наоборот оказывалась на поверхности и, очевидно, "залазила” на ледник. При потеплении ледник оттаивал и большие камни мягко опускались на грунт. Возникает ощущение нереальной картины, когда видишь в центре обширного болота торчащий валун весом в 5 - 10 тонн, а поблизости на десятки километров нет ни одной горы, с которой он мог бы упасть. Возможно, некоторые из таких камней, являющихся заметными ориентирами в бескрайней тундре, могли для саамов-оленеводов быть священными и являться сейдами. Чаще камни, опущенные на скалы ледником, просто как бы вписываются в общий ландшафт, и на них не обращают внимание. Но бывают случаи, когда крупные валуны "ледникового” происхождения попали в живописные точки горного рельефа, задержались над обрывом скалы, опустились на более мелкие камни. В этом случае они обязательно притягивают к себе внимание и часто вызывают впечатление неестественности. Следует напомнить, что "сейды”, как правило, лежат на трех камнях, и это прежде всего, наводит на мысль, что установлены они таким образом человеком. По мнению И. Вдовина…… то, что, порою, огромные валуны покоятся именно на трех камнях (значительно меньшего размера), свидетельствует как раз о природном происхождении таких сооружений. Конечно, вероятность "опускания” одного камня в процессе оттаивания ледника точно на три (более мелкого размера) - ничтожно мала, хотя и не исключена. Почитать Каменные Столбы Мань-пупу-нёр С точки зрения физики, тело находится в устойчивом равновесии, то есть не падает, в том случае, если геометрическая проекция центра его массы не выходит за границу периметра площади его опоры. Поскольку мелких (или меньших по размеру камней) опор много, то векторы сил давления со стороны лежащего сверху большого камня будут разными на каждую точку опоры. Сумма всех векторов равна весу большого камня. Попадающая между камней вода при отрицательных температурах замерзает. Вода, как известно, при замерзании расширяется в объеме. Именно этот фактор и является главным при создании сейдов. Этот процесс, длившийся тысячелетиями, постепенно "выдавливал" из общей пирамиды те подстилающие камни, на которые вектор давления со стороны лежащего сверху большого камня был меньше чем сила давления расширившейся при замерзании воды. Столетие за столетием, валуны друг за другом "убирались" из-под большого камня до тех пор, пока не оставалось только три точки опоры. Почему три? Если под большим камнем лежало бы 4 камня, то всегда нашелся один на который давление сверху со стороны большого камня было бы меньше чем на остальные (вспомните обыкновенную табуретку на четырех ножках - она очень редко стоит опираясь одновременно на все четыре точки опоры) и именно он будет "удален" за счет процессов выветривания. "СТРАНА ЛЕТУЧЕГО КАМНЯ" Но необычный вид этих сооружений - это только начало их загадок. Если принимать версии о "рукотворности" этих построек, самым непонятным являются цели, с которыми они возводились. Ведь не могли же древние жители Карелии и Кольского полуострова от нечего делать двигать огромные валуны, применяя при этом явно инженерные знания? Исследователи отмечают, что комплексы сейдов размещаются в энергетических, аномальных центрах Земли, так называемых, «местах силы». Это заставляет предположить, что древним жителям этих мест были хорошо известны свойства и строение планеты, и они могли ими пользоваться. Есть интересные факты указывающие на некое воздействие сейдов на психику человека, вызывая порой галлюцинации и измененные состояния сознания; давно известен так называемый эффект «мерячение», присущий только этим местам. Почитать Хрономиражи На некоторых фотографиях изображения сейдов получаются размытыми, как будто происходит мелкая вибрация камней. Встречаются сейды, которые каким-то образом воздействуют на окружающую их природу. Например, в Ловозерских горах вокруг некоторых из них не растет мох и ягель, хотя расположены они на вершинах, поросших буйной растительностью; или трава растет под углом, копируя наклон сейда, как будто её рост идет вдоль неких гипотетических «силовых линий» валуна. А в некоторых местах можно увидеть сильно разрушенные скальные террасы, где на одном единственном целом месте оказывается, приподнятый на три подставки сейд, весом около 3 тонн, создавая впечатление, что землетрясение разрушило все скалы, оставив только участок с сейдом. Некоторые экспедиции наблюдали и уникальное явление самопроизвольного передвижения или переворачивания гигантских камней. Так, посещая плато сейдов в Ловозерских горах повторно, обнаруживали, что некоторые сейды находятся на других местах, причем следы какого-либо передвижения под валунами отсутствуют. Поневоле вспоминаются весьма распространенные повсюду саамские легенды о священных сейдах — летающих камнях, а известный советский этнограф В.В.Чарнолусский образно назвал всю Лапландию «Страной летучего камня». Почитать Кремниевая Жизнь на Земле Нередко можно встретить глубокие трещины в скалах, заложенные камнями. Работа исследователей с биолокационными рамками показывает, что камни, закрывающие трещины в этом случае блокируют сильнейший энергетический поток, исходящий из них. Также заслуживает внимание реакция рамок на белые камни, которые часто ставились на видных местах. Рамки показывали, что белые камни «нейтрализовывали» своей постановкой некие природные силы, вызывающие сильное отрицательное вращение рамок. Кроме биолокационных отклонений один из сейдов Воттоваары является и источником магнитной аномалии – стрелка компаса вокруг этого сейда буквально движется по кругу. Является сам камень магнитной аномалией или просто поставлен над ней, остается невыясненным. Интересным фактом является и то, что, например, на горе Воттоваара рядом с сейдами раздаются щелкающие звуки, а также "гудение горы" ночью. Летом 2004 года в районе карельского города Кемь экспедицией "Петрозаводской Академии Меганауки" был найден, так называемый «поющий камень» – древний сейд, установленный на вершине сопки так, что воздушные потоки проходя под камнем издают звуки, напоминающие пение. В зависимости от силы ветра и наклонения неустойчиво расположенного камня изменяется и тональность звуков – данная находка фактически подтверждает возможное использование сейдов и как резонаторов акустических колебаний. Почитать "Глас Земной" Разнопородный выбор камней для сейдов и их подставок, приподнимающих их над землей, наводит на мысль некоторых исследователей о пьезо-электрических свойствах конструкций. Сторонники этой гипотезы, рассматривающие сейды, как некие «технические устройства», объясняют, что большое скопление сейдов в местах разломов, служило для усиления земных энергий и направляло их в нужное русло (в определенное место). Неустойчивое положение – тоже не прихоть, а единственно возможная форма постановки для функционирования неизвестных нам процессов, возможно связанных с резонансом. Несомненно, что была и цикличность использования святилищ – вероятно расположенные в Арктике, они могли менять свойства в связи с сезонами года, фазами Луны и подобными факторами. Управляя энергиями Земли, их строители могли воздействовать на человека – изменяя сознание, излечивая болезни. Строители комплексов сейдов использовали их примерно также, как в современной медицине используются радиоактивные элементы, рентген, ультрафиолет – губительные по сути, но в определенных условиях излечивающие. Все эти исследования наводят на мысль, что некогда существовавшая в этих краях цивилизация развивалась совершенно иначе, чем цивилизация нашего времени. Все современные технологии рассчитаны на усовершенствование внешнего мира человека, его материального благосостояния, в то время, как знание строителей сейдов было обращено на работу с внутренним миром и достижение единения человека с природой. Может, именно, поэтому так еще далек современный человек от понимания феномена сейдов. А может, все эти версии будут опровергнуты учеными будущего, и загадки «летучих камней» окажутся простой игрой природы? - Как знать… http://www.karvin.ru/taina/seids/ http://www.perpettum.narod.ru/seydi2010.htm |
|
Всего комментариев: 0 | |