09:23
Каменные Столбы Мань-пупу-нёр
Столбы выветривания (мансийские болваны) — геологический памятник в Троицко-Печорском районе Республики Коми России на горе Мань-Пупу-нёр (что на языке манси означает «Малая гора идолов»), в междуречье рек Ичотляга и Печоры. Семь каменных столбов  считают продуктом выветривания древних метаморфических сланцев. Высота от 30 до 42 м. Входят в Семь Чудес России. Говорят, когда подходишь к столбам близко, они гудят, словно переговариваются между собой. С ними связаны многочисленные легенды. Прежде Столбы на плато Мань-пупу-нёр ( высота около 1000м )  являлись объектами культа манси.

Около 200 миллионов лет назад на месте каменных столбов были высокие горы. Проходили тысячелетия. Дождь, снег, ветер, мороз и жара постепенно разрушали горы, и в первую очередь слабые породы. Твёрдые серицито-кварцитовые сланцы, из которых сложены столбы, разрушались меньше и сохранились до наших дней, а мягкие породы были разрушены выветриванием и снесены водой и ветром в понижения рельефа.

...Под Метаморфизмом (геолог.) понимают те видоизменения, которые претерпевают горные породы под влиянием химических, физических и механических процессов, наступающих после и независимо от условий образования породы и обыкновенно оставляющих на ней столь глубокие следы, что получается новая порода, существенно отличная от первоначальной. Переход известняка в доломит или мрамор, перидотита в змеевик, превращение диабаза или габбро в амфиболитовый сланец, переход глинистого сланца в роговиковую породу могут служить примерами Мвтаморфизма. 

Поэтому, под это понятие  не подходят те частные, несущественные видоизменения, которые не лишают породу ее первоначального габитуса и названия. Не подходят сюда и процессы "выветривания", совершающиеся под влиянием атмосферы и отчасти воды и направленные к разрушению, дезагрегации породы путем реакций окисления, гидратизации, образования карбонатов и т. п. Породы, на которых явно сказался Метаморфизм, обозначали и продолжают обозначать названием "метаморфических". 

Особенно, прилагают это обозначение к архейским кристаллическим сланцам и другим породам, в которых трудно или невозможно признать первоначальный субстрат. Впервые термин метаморфизм был применен Ляйэллем (Lyell) в 1825 г. к кристаллическим сланцам, в предположении, что они представляют древнейшие осадочные породы, метаморфизованные внутренней теплотой земного шара, действовавшей на них снизу. По топографическим данным различают, особенно после работ Добрэ (Daubr é e), Метаморфизм региональный или общий и Метаморфизм контактный. Под последним понимают те метаморфические процессы, которые наблюдаются в месте соприкосновения, в контакте, изверженной породы с другой изверженной или осадочной породой и которые приписывают обыкновенно непосредственному или косвенному воздействию изверженной породы. Контактный Метаморфизм отражается на неширокой полосе породы, непосредственно примыкающей к контакту; региональный  совершается на обширных площадях независимо от контактов. Лоссен (Lossen), a за ним и многие другие показали, что в обоих случаях могут получиться сходные или даже тождественные продукты, так что существенного различия между региональным и контактным Mетоморфизмами (некаустическим) нет.

По генетическим соображениям различают следующие роды Метаморфизма, которые часто действуют по два, по три, сообща или последовательно, нередко вполне маскируя первоначальный характер и состав горной породы и давая начало совсем новым образованьям: 

1) гидатоморфизм, обнимающий все процессы метаморфизма, совершающиеся водным путем, под влиянием растворов, а иногда и атмосферы; 
2) пироморфизм, к которому относят все процессы, вызванные высокой температурой изверженной породы в контакте, или каменноугольного пожара, или вулкана; 
3) гидатопироморфизм, т. е., совершающийся под влиянием горячих растворов и часто под довольно значительным давлением; 
4) механический или динамометаморфизм  процессы, которые совершаются под влиянием давления, вообще механических сил, действующих на горные породы при горообразовании; 
5) инъекционный Mетаморфизм — превращение осадочных пород в кристаллические сланцы путем внедрения в них тонкими жилками и пропластками расплавленной магмы изверженной горной породы; 
6) эманационный Метаморфизм (Pneumatolyse Бунзена) — воздействие газов, выделяющихся при вулканическом низвержении из трещин вулканов или вообще сопровождающих застывание расплавленной магмы. Случаи, обозначенные №№ 1, 3 и 4, пользуются наиболее широким распространением и представляют такое большое разнообразие, что нет возможности разобрать их здесь даже и в общих чертах... 

Один столб, высотой 34 м, стоит несколько в стороне от других; он напоминает огромную бутылку, перевёрнутую вверх дном. Шесть других выстроились в ряд у края обрыва. Столбы имеют причудливые очертания и в зависимости от места осмотра напоминают то фигуру огромного человека, то голову лошади или барана.

Почитать       Маои о. Пасхи

В прошлые времена манси и коми обожествляли грандиозные каменные изваяния, поклонялись им, но подниматься на Мань- пупу- нёр было величайшим грехом.
 
Древняя легенда гласит:

«В далекие времена в густых лесах, подступивших к самым Уральским горам, жило могущественное племя манси. Мужчины племени были так сильны, что один на один побеждали медведя, и так быстры, что могли догнать бегущего оленя.

В юртах манси было много мехов и шкур убитых животных. Из них женщины делали красивые меховые одежды. Добрые духи, жившие на священной горе Ялпинг-Ньер, помогали манси, потому, что во главе племени стоял мудрый вождь Куущай, который был в большой дружбе с ними. Были у вождя дочь — красавица Аим и сын Пыгрычум. Далеко за хребет разнеслась весть о красоте юной Аим. Она была стройна, как сосна, выросшая в густом лесу, а пела так хорошо, что послушать ее сбегались олени из долины Ыджид-Ляги.

Услышал о красоте дочери вождя манси и великан Торев (Медведь), чей род охотился на горах Хараиз. Потребовал он, чтобы Куущай отдал ему свою дочь Аим. Но отказалась, смеясь Аим и от этого предложения. Разгневанный Торев позвал своих братьев великанов и двинулся к вершине Торре-Порре-Из, чтобы силой схватить Аим. Неожиданно, когда Пыгрычум с частью воинов был на охоте, появились великаны перед воротами каменного города. Целый день шла жаркая битва у крепостных стен.

Под тучами стрел поднялась Аим на высокую башню и крикнула: 

— О, добрые духи, спасите нас от гибели! Пошлите домой Пыгрычума! В тот же миг в горах засверкали молнии, грянул гром, и черные тучи густой пеленой закрыли город.

 — Коварная, — зарычал Торев, увидав на башне Аим. 

Он ринулся вперед, сокрушая все на своем пути. И только Аим успела спуститься с башни, как та рухнула под страшным ударом дубины великана. Затем Торев вновь поднял свою огромную палицу и ударил по хрустальному замку. Замок рассыпался на мелкие кусочки, которые подхватил ветер и разнес по всему Уралу. С тех пор и находят в Уральских горах прозрачные осколки горного хрусталя.

Аим с горсткой воинов скрылась под покровом темноты в горах. Под утро услышали шум погони. И вдруг, когда уже великаны готовы были схватить их, в лучах восходящего солнца появился Пыгрычум с блестящим щитом и острым мечом в руках, которые дали ему добрые духи. Пыгрычум повернул щит в сторону солнца, и огненный сноп света ударил в глаза великану, который отбросил в сторону бубен. На глазах изумленных братьев великан и отброшенный в сторону бубен стали медленно каменеть. В ужасе бросились братья назад, но, попав под луч щита Пыгрычума, сами превратились в камни.

С тех пор тысячи лет стоят они на горе, которую народ назвал Мань-Пупу-Ньер (Гора каменных идолов), а недалеко от нее возвышается величественная вершина Койп (Барабан)».


Еще одна легенда описана в книге профессора В.Варсанофьевой «Жизнь гор»: 

«Вогулы, кочующие здесь со своими стадами северных оленей, рассказывают, что эти каменные столбы были некогда семью великанами-самоедами, которые шли через горы в Сибирь, чтобы уничтожить вогульский народ. Но когда они поднялись на вершину, называемую теперь Мань-Пупу-нёр, их вожак—шаман увидел перед собой Ялпинг-нёр — священную вогульскую гору. В ужасе он бросил свой барабан, который упал на высокую коническую вершину, поднимающуюся южнее Мань-Пупу-нёра и называемую Койпом, что значит по-вогульски барабан. И шаман и все его спутники окаменели от страха».

Есть и другая легенда, по которой шесть великанов преследовали одно из племен манси, которое уходило за Уральские горы. На перевале великаны уже почти настигли племя, но путь им преградил маленький шаман с белым, как мел, лицом и превратил великанов в шесть каменных столбов. С тех пор все шаманы племени манси обязательно приходили сюда и черпали из священного урочища волшебную силу...


http://animalworld.com.ua/news/news_815
http://strana.ru/places/192494
http://www.vehi.net/brokgauz/all/066/66438.shtml

Просмотров: 1115 | Добавил: Валерий | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]