"Планета- Зомби"
Началом «саги о Фомальгауте» считается 2008 год. Астрономы из Калифорнийского университета в Беркли обработали снимки давно известной звезды и окружающего её газопылевого диска, полученные с помощью орбитального телескопа Хаббл. Был сделан вывод: прямо на фоне диска движется планета, которую назвали Фомальгаут-би. Это первая несолнечная планета, которая была обнаружена не косвенным способом, а путём прямых наблюдений. Вслед за журналистами учёные прозвали её «Планетой-Зомби».

...Фомальга́ут (альфа Южной Рыбы /α PsA) — самая яркая звезда в созвездии Южной Рыбы и одна из самых ярких звёзд на ночном небе. Название звезды означает «рот кита», в переводе с арабского. Звезда Фомальгаут достаточно молодая — ее возраст не превышает 300 млн. лет. От нас ее отделяет 25 световых лет. Эта звезда значительно больше Солнца. Так, ее масса составляет 2,3 солнечных, диаметр — 1,9 поперечника Солнца. Она примерно в 18 раз ярче Солнца и горячее его на 3 тысячи градусов Кельвина.

Фомальгаут является звездой первой величины, видной осенью в северных широтах (в России уверенная видимость только в южных регионах), ее распознавали многие народы, в том числе арабы, персы и китайцы.

За всю историю Фомальгаут сменила множество названий. Впервые Фомальгаут была идентифицирована буквально в доисторический период — существуют археологические находки, доказывающие «участие» звезды в определённых ритуалах около 2500 г. до н. э., проводимых в Персии, где Фомальгауту отводилась роль одной из четырёх королевских звёзд ( Регул, Альдебаран, Фомальгаут и Антарес). Также, некоторые доктрины рассматривают эти звезды, как "присматривающими"...

Звезда Альдебаран, отмечающая весеннее равноденствие, считалась наблюдающей за востоком.
Регул, отмечавший летнее солнцестояние, был наблюдающим юга.
Антарес, соответствовавший осеннему равноденствию, считался наблюдающим за западом.
А звезда Фомальгаут, обозначающая зимнее солнцестояние, наблюдала за севером.

В средневековых ведьминских ритуалах  Фомальгаут считалась «падшим ангелом» и «четвёртым стражем северных ворот»...

Рассказывает заведующий отделом физики и эволюции звезд Института астрономии РАН Дмитрий Вибе:

«Планета Фомальгаут-би была изначально открыта не совсем достоверно. И после первых сообщений, что эта планета существует, появились другие сообщения о том, что телескоп зафиксировал всего лишь пылевое облако. Но новые наблюдения показали, что планета реально есть. В шутку люди, которые её обнаружили, ввели такую метафору: планета умерла, а сейчас она появилась вновь и в воскресшем состоянии блуждает вокруг своей звезды. Это просто красивая метафора, не более».

В прессе появлялись предположения, что планету могут населять некие существа. Но жизнь земного типа там вряд ли возможна. На этом небесном теле нет твёрдой поверхности — скорее всего, это газовый гигант с массой примерно вдвое больше, чем у Юпитера. На Фомальгауте-би также бывает темно и холодно: двигаясь по сильно вытянутой орбите, планета уходит очень далеко от звезды, выходя даже за пределы пылевого кольца.

Ученые смогли вычислить орбиту Фомальгаута- би. Ближайшая к светилу точка этой орбиты находится на расстоянии 7,4 миллиарда километров от звезды, а самая удаленная — в 43,5 миллиарда километров.

Один оборот, то есть местный год, длится 2 тысячи лет. Последние данные, полученные при анализе новых снимков, вызвали серию новых вопросов. Сейчас астрономы пытаются понять, почему у планеты столь странная орбита, а звезда находится не точно в центре диска, а смещена в сторону. Дмитрий Вибе сказал:

«Необычная орбита планеты Фомальгаут-би указывает на то, что эта система, возможно, претерпела в прошлом, какое-то сложное динамическое взаимодействие. Может быть, испытывает его и сейчас. И пылевидный диск, который окружает звезду Фомальгаут, также может быть результатом этого взаимодействия».

Вероятно, планета Фомальгаут-би когда-то прошла очень близко около своей более массивной «сестры», которую ещё предстоит открыть, и гравитационные силы выбросили её на нынешнюю орбиту. По другой версии, Фомальгаут-би столкнулась с меньшей планетой, та разрушилась, в результате чего и возникло грандиозное кольцо вокруг звезды Фомальгаут.

Часть же учёных считает, что система звезды Фомальгаут испытывает то же, что испытывала Солнечная система 4 миллиарда лет назад. Рассказывает старший научный сотрудник Астрономического института им. Штернберга МГУ Владимир Сурдин:

«Звезда Фомальгаут намного моложе Солнца, и вокруг неё ещё не закончилось формирование планетной системы. Там много первобытных тел, из которых образуются планеты. Наиболее крупная ( к тому же газовый гигант, это про аналогию с Солнечной Системой ) уже сформировалась, и мы видим её отдельно. А небольшим планетам только предстоит образоваться из пояса допланетного вещества. В нашей Солнечной системе оно тоже сохранилось, мы называем его „поясом Койпера". Там много ледяных астероидов и ядер комет. Вокруг Фомальгаута гораздо более массивный пояс, из которого через сотни миллионов лет тоже сформируются планеты».

По расчётам астрономов, "Планета-Зомби" будет в 2032 году проходить сквозь газопылевой диск вокруг Фомальгаута. Если траектория движения пройдет почти по касательной, то земных наблюдателей ждёт грандиозный фейерверк: планета будет долго сталкиваться с множеством ледяных и каменистых обломков, которые содержатся в кольце. Будут видны, особенно в инфракрасном свете, вспышки. Нечто подобное происходило в 1994 году, когда комета Шумейкера-Леви падала на Юпитер. Астрономы ждут продолжения «саги о Фомальгауте», поскольку возможный катаклизм поможет уточнить структуру планеты и состав её атмосферы.

Американские и европейские астрономы обнаружили признаки существования парных поясов астероидов у звезд Вега и Фомальгаут; не исключено, что между этими поясами могут скрываться целые "семейства" планет, говорится в статье, принятой к печати в Astrophysical Journal.

Авторы исследования использовали данные с американского космического телескопа "Спитцер" и европейского телескопа "Гершель", которые фиксировали инфракрасное излучение, приходящее от этих звезд.

Пылевые диски в окрестностях звезд нельзя обнаружить в видимом диапазоне, поскольку их затмевает сияние звезды. Однако пыль заметна в инфракрасном свете. Данные "Спитцера" и "Гершеля" подтвердили присутствие пылевого диска, ранее обнаруженного вокруг Фомальгаута, и показали, что он есть и вокруг Веги.

При этом в обеих системах были обнаружены два пылевых пояса — "теплый" и "холодный", второй примерно в 10 раз дальше от звезды, чем первый. Примерно так же в этом отношении устроена и Солнечная система, где есть главный пояс астероидов между орбитами Марса и Юпитера, и пояс Койпера — за орбитой Плутона.

"Мы… полагаем, что несколько планет малой массы, вероятно, могут находиться между двумя поясами обоих звезд — Веги и Фомальгаута", — говорится в статье.

Именно, планеты, как считают ученые, постоянно "расчищают" пространство между двумя поясами астероидов. Масса этих поясов значительно выше, чем в Солнечной системе, поскольку эти звезды значительно моложе Солнца и расчистка их окрестностей еще не завершилась.

Вега, которая находится в 25 световых годах от Земли в созвездии Лиры и является пятой по яркости звездой на небосводе, возникла всего лишь около 450 миллионов лет назад.

Почитать       Планета-Отшельник?