ПОЧИТАЕМ И О ПРОШЛОМ И О БУДУЩЕМ, ЗАДУМАЕМСЯ О НАСТОЯЩЕМ. Вести и до глухого дойдут. Кот из дома- мыши впляс. Слово в карман- сам на обман. Чисты погоны-чиста и совесть. Женщина не захочет- у мужчины не вскочет. Как только рак свиснет- рыба сразу запоет. Умные люди- это которые трудятся, а мудрые- на кого эти умные работают. Уши, выросшие раньше, не заткнут болтливый рот. У всякого свой вкус и манера- кто любит арбуз, а кто офицера. Энтропия Вселенной в 30 раз выше. Ведрами Ветра не измеришь. Когда вострят языки- это не значит, что обязательно точат сабли. Ученые ставят под сомнение теорию относительности Энштейна.Сначала узаконивают уличную проститутицию, а затем политическую.Золото пробуют огнем, женщину-золотом, а мужчину- женщиной. Ученые NASA обнаружили планету, «несущую смерть» Земле. Зло, посылаемое Вселенной, можно пережить, но порожденное самими людьми нет. Ученые нашли одну из причин существования Вселенной. Человек впервые заразился компьютерным вирусом... Чик волосики, чик головку- вот и морковка. Солнечная Система создалась не по законам небесной механики, а по уму. Посев риса любит болото, но провокация его на засуху дает больший урожай. Грим и лицедейство послаще тайского массажа. Береги честь с молоду, а зубы до старости. Жизнь человека коротка, а знания вечны. Путь проникновения в Мир элементарных частиц более тернист, чем генетические манипуляции. У дубины войны есть конец и есть начало, но многие считают ее бесконечной... Река регулярно подмывает свои берега, но нельзя сказать, что это подмочит ее репутацию. Вселенная не расширяется- это всего лишь в ней космическое пространство "распрямляется". Из мира животных: "Упрямое меньшинство обязательно навяжет свое мнение пассивному большиству". Инерция есть кратчайший путь тела в инородной среде. Всякая иерархическая власть держиться на страхе. Именно поэтому, она милует виновных, а наказывает невинных.
Понедельник, 21.08.2017, 05:55

«  Декабрь 2012  »
17181920212223

Главная » 2012 » Декабрь » 9 » Загадка сверхновой из галактики Водоворот

Загадка сверхновой из галактики Водоворот

Сверхновые звезды — одни из самых интригующих объектов на небосводе. Они обладают чудовищной светимостью, сравнимой с излучением всей галактики, в которой произошел данный взрыв! В то же время вспышки сверхновых (не путать с простыми новыми звездами!) довольно редкие явления, которые фиксировались считанные разы за всю историю астрономии. Среди миллиарда звезд лишь одна способна устроить ослепительный взрыв за несколько столетий земного времени…

Еще в давние времена наши внимательные и наблюдательные предки обнаруживали звезды, которые раньше не притягивали взора, но внезапно становились яркими и заметными. Историк времен античности Плиний написал, что первого великого астронома древности Гиппарха подвигла на создание знаменитого каталога звезд именно вспыхнувшая сверхновая.

Но самая ранняя запись о сверхновой исполнена китайцами в 185 году нашей эры — эта звезда теперь обозначается SN 185. Она была необычно яркой даже для сверхновой — ее наблюдали между созвездиями Волка и Центавра китайские и арабские астрономы. А в 1054 году в созвездии Тельца родилась SN 1054, благодаря ей появилась Крабовидная туманность.

Аристотель провозглашал неизменность небесной тверди в отдаленных пределах, однако сверхновые дерзко нарушали кажущееся постоянство звезд. В средневековье великий наблюдатель Тихо Браге впервые зафиксировал возрастание блеска сверхновой SN 1572 в созвездии Кассиопеи, а Иоганн Кеплер повторил подобное наблюдение в 1604 году, следя за SN 1604 в созвездии Змееносца.

Сверхновые наблюдались невооруженным глазом в до телескопическую эру астрономии, а когда появились телескопы, то они стали доступны наблюдениям в иных галактиках Вселенной за пределами Млечного пути.  Первую такую звезду нашли в Андромеде, она появилась в 1885 году и до сих пор оставшейся единственной вспыхнувшей сверхновой в одноименной туманности. Но в других галактиках следы подобных явлений были обнаружены во множестве, и они стали служить "стандартными свечами" для определения вселенских расстояний порядка 50 мегапарсек.

Почитать       Милкомеда

Теперь же становится возможным даже составить "историю болезни" звезды до взрывной гибели в фазе сверхновой. И вот вам одна из них: 31 мая 2011 года в галактике Водоворот(М51 в каталоге Мессье), расположенной в 23 миллионах световых лет от Солнечной системы, появилась сверхновая звездаSN 2011dh. Как вы помните, такое явление свидетельствует о взрыве особенно массивной звезды — эти гиганты порождают либо нейтронную звезду, либо черную дыру.

M 51 (Messier 51, Мессье 51, NGC 5194, Галактика Водоворот) — галактика в созвездии Гончие Псы, которая находится на расстоянии 23 млн световых лет от Земли. Диаметр галактики составляет около 100 тысяч световых лет. Галактика M 51 (также известная как Arp 85 и VV 1) состоит из большой спиральной галактики NGC 5194, на конце одного из рукавов которой находится галактика-компаньон NGC 5195. Похожа она на гигантскую воронку, которая всё засасывает, что ей только встретится. Галактика была обнаружена Шарлем Мессье 13 октября 1773 года.

На конце одного из рукавов большой спиральной галактики находится её спутник, небольшая галактика NGC 5195. Обе галактики известны ещё с конца XVIII века, и являются известнейшим примером взаимодействующих галактик. Впрочем, существует мнение, что это только их взаимодействие – лишь визуальное представление. На самом деле галактики находятся друг от друга далеко.

Как бы там ни было, для астрономов-любителей – это привлекательнейший объект. Он интересной внешности, его хорошо видно.Водоворот – единственная галактика, чьи рукава достаточно контрастны по сравнению с чёрным небом. В результате чего рисунок галактики – очень отчётливый. Лучшее время для наблюдений, это период между весной и летом.

Что касается, профессионалов, те Водоворот тоже не оставляют без внимания. В галактике было зарегистрировано три вспышки сверхновых: SN 1994I, SN 2005cs и SN 2011dh. Объекты под пристальным наблюдением.

Данную сверхновую заметили на самом пике яркости свечения — SN 2011dh достигла его в июне. Однако специалисты располагали данными телескопа "Хаббл", где галактика Водоворот была запечатлена до взрыва сверхновой! Именно, по этим снимкам была известна ситуация до всплеска излучения, и они стали предметом особенного интереса астрономов.

Мелина Берстен (Melina Bersten) с коллегами решали почти детективную задачу, восстанавливая по предыстории картину того, что существовало до сверхновой в том месте галактики Водоворот, где чудовищный выплеск энергии обозначил родившуюся сверхновую. На снимках телескопа "Хаббл" в месте локализации будущей сверхновой была обнаружена звезда — хорошо заметный желтый сверхгигант.

Получается, что данная звезда, по данным "Хаббла", принимала участие в создании взрыва сверхновой! Однако сразу же возникло противоречие — предшественницей SN 2011dh никак не мог быть желтый сверхгигант. Звезды такого типа не слишком массивны, их "калибр" — всего лишь 10-20 солнечных масс, и поэтому они не могут служить основой взрыва сверхновой, то есть их нельзя рассматривать как основных "исполнителей". Желтые сверхгиганты считаются промежуточным звеном звездной эволюции — позже они, накопив массу, превращаются в красных сверхгигантов, которые и гибнут при вспышках сверхновых звезд.

Появилась версия с иным фигурантом этой детективной истории. Авторы полагают, что указанный желтый сверхгигант был частью двойной системы, а роль его "подельника" играла массивная, горячая и яркая голубая звезда. Она достигла критической массы, перетягивая на себя вещество своего желтого "партнера".

Следует заметить, что теоретические модельные расчеты согласуются с предложенной версией второго фигуранта. Желтый гигант, хорошо различимый на снимках телескопа "Хаббл", в такой версии был только донором массы для другого компонента двойной звезды. То есть вовсе не он, а его неразличимый сосед достиг критической массы и взорвался в качестве сверхновой.

Возможно ли, что пара двойной звезды была очень близкой, и желтый сверхгигант "камуфлировал" второго фигуранта? Ведь отсутствие признаков партнера настораживает! Тем не менее, специалисты считают возможным распутать этот клубок. Для этого нужно продолжить расследование, опираясь на фотографии, предшествовавшие взрыву.

Дело в том, что до сих пор не обнаруженный сосед желтого сверхгиганта мог быть очень горячим и испускать энергию излучения в ультрафиолетовой области электромагнитного спектра, которая телескопом "Хаббл" не регистрируется. Для подтверждения этой версии нужно дождаться, когда послесвечение сверхновой ослабеет. Тогда-то и появится возможность пронаблюдать нужную область в ультрафиолетовом свечении.

Просмотров: 619 | Добавил: Валерий | Рейтинг: 0.0/0