Четверг, 19.10.2017, 06:36

«  Октябрь 2012  »
15161718192021

Главная » 2012 » Октябрь » 28 » Планемо

Планемо

Астрономы Университета Торонто сообщили коллегам по ААО, что им удалось получить подтверждение существования звёздных систем, аналогичных Солнечной, в центре которых, однако, располагаются не звёзды, а так называемые "объекты планетарной массы" (planet mass objects - planemo). Имеется в виду, что пара аномальных планет, существующих обособленно от звезд и вращающихся одна вокруг другой.

Пока ученым известны всего четыре автономных "квазипланеты". Все они сосредоточены в регионе звездообразования, причем их возраст не больше нескольких миллионов лет. Два тела превосходят Юпитер по массе более чем в 10 раз, а еще два - примерно впятеро. Исследователи отмечают, что размеры и масса планемо делают их промежуточной ступенью между планетами и звездами: новые объекты тяжелее планет-гигантов Солнечной системы, но примерно стократно легче самого Солнца.

Гигантские космические тела, находящиеся на расстоянии более 400 световых лет от Солнца, получили название «планемо» (от английского planetary mass object - «объект планетарной массы»). За последние годы ученые открыли несколько десятков таких объектов, однако «близнецов» среди них еще не было. Расстояние между объектами в шесть раз больше расстояния между Солнцем и Плутоном.

Как сообщается в докладе, опубликованном в журнале Science, существование планемо ставит под сомнение современные теории возникновения планет и звезд. «Это замечательная пара «близнецов», масса каждого из которых составляет примерно 1% массы Солнца, - рассказал один из авторов доклада Рэй Джайвардхана. - Само по себе их существование - неожиданность, ну а их происхождение и судьба представляют собой загадку».

Почитать       Планета или Звезда?

Предполагается, что процесс образования этих космических тел схож с процессом образования звезд. Но они слишком холодные для того, чтобы быть звездами. Масса планемо превосходит массу Юпитера почти в 10 раз. Судя по данным наблюдений, оба объекта возникли примерно в одно и то же время около миллиона лет назад. Исследователи отмечают, что размеры и масса планемо делают их промежуточной ступенью между планетами и звездами.

Hесколько лет назад стало очевидно, что газопылевые диски, в которых теоретически могут формироваться планеты, сугубой прерогативой "нормальных" звёзд не являются. Таковые обнаружились и около бурых карликов.

Логично или нет, но возникли предположения, что такие же диски могут образовываться и вокруг объектов ещё меньшего калибра, благо, к тому
времени уже стало известно о нескольких экзопланетах, превосходящих (и довольно ощутимо) Юпитер по массе.

Считается, что бурые карлики - это звёзды-недоросли, не сумевшие накопить достаточную массу, чтобы под действием собственной гравитации внутри них начались термоядерные процессы.

Почитать     Звезда Магнит

Астрономы, впрочем, склонны полагать, что и звёзды, и бурые карлики формируются, собственно говоря, одинаковым образом и в силу одинаковых
процессов. Вопрос лишь в том, достаточно ли газа и пыли им удалось вобрать в себя.

Планемо, судя по всему, - это "младшие братья" бурых карликов, формирующиеся таким же точно образом, но в условиях ещё большего дефицита первичного вещества. То есть для их формирования не обязательно нужна звезда. Они "гуляют" в межзвёздном пространстве сами по себе, как "черные кошки"  в  космосе.

Впрочем, оказывается, не очень-то они и чёрные. Относительно недавно астрономы Техасского университета в Остине выявили сразу шесть кандидатов на звание планемо. Со своей стороны, сотрудники Университета Торонто с помощью двух крупных наёмных телескопов взялись исследовать оптические спектры обнаруженных объектов.

Выяснилось, что два из шести превосходят Юпитер в 5-10 раз, два других - в 10-15 (это уже массы небольших бурых карликов). Ещё о двух пока не сообщается ничего.

Зато, как отмечают астрономы, четыре перечисленных объекта очень молоды, им всего по нескольку миллионов лет, и вокруг них отмечено инфракрасное излучение, выдающее наличие газопылевых дисков.

Из них, утверждают астрономы, впоследствии могут получиться миниатюрные планетные системы, только, разумеется, тёмные...

Изобретателем термина planemo является профессор Калифорнийского университета в Беркли Гибор Басри. Само слово-то он придумал
исключительно для того, чтобы хоть попытаться как-то разрешить путаницу вокруг термина "планета", нарастающую с открытием каждого нового "незвёздного" объекта в Солнечной системе и вне таковой.

Планемо по Басри - это шарообразное небесное тело, сконденсировавшееся до такого состояния (под действием собственной гравитации), но в котором процессы синтеза (термоядерного, как в случае со звёздами) или синтеза с участием дейтерия (как в наиболее крупных бурых карликах) так и не начались.

В свою очередь, "планетой" Басри предлагает называть "Планемо, обращающийся вокруг объекта, в котором происходят термоядерные реакции" (planemo that orbits a fusor).

Hо в таком случае, к разряду "планемо", в общем и целом, относятся все планеты, их крупные спутники и даже Церера - крупнейший обитатель пояса астероидов между Марсом и Юпитером.

Почитать       Астероиды

Одним из "звездных" атрибутов планемо называют газово-пылевые диски, аналогичные протопланетным облакам. Вблизи звезд такие диски медленно превращаются в отдельные планеты и астероиды - возникновение Солнечной и похожих на нее систем описывают, именно, так. До сих пор самыми легкими из обладателей протопланетных дисков считались "коричневые карлики" - бесструктурные звезды, внутри которых невозможен термоядерный синтез ядер гелия.

Формально планемо относятся к экзопланетам, которых известно около двухсот. Эта группа тел, первое из которых открыто в 1995 году, может стать целью первых межзвездных миссий. Тем не менее, для астробиологов планемо не представляют интереса: из-за отсутствия источников тепла и света поблизости температура на них приближается к абсолютному нулю, и никакая форма жизни в таких условиях заведомо не может возникнуть.

Кстати говоря, первую экзопланету, которую удалось сфотографировать в оптическом диапазоне, спутницу бурого карлика 2M1207, тоже хотят теперь исключить из числа собственно планет, перенаправив в легион "планемо". Дело в том, что у 2M1207 есть свой газопылевой диск, а теперь оказалось, что вокруг ее спутницы, по массе в восемь раз превосходящей Юпитер, такой диск тоже есть. Из этого был сделан вывод, что, скорее всего, бурый карлик и планета на его орбите образовались одновременно, и потому напоминают, скорее, двойную звёздную систему, а не абстрактную планетарную, где планеты формируются из материала, оставшегося после образования звезды.

Hо всё это ни в малейшей степени не проясняет, что следует называть планетами, а что - нет. Скорее, даже наоборот, границы этого термина продолжают размываться, причём, так сказать, с обоих концов: с одной стороны, Седна и Ксена,  вот такие гиганты, вдесятеро массивнее Юпитера, - с другой планемо?...