09:53 Нэцкэ |
Нэцкэ является одновременно и частью национального японского костюма — их использовали по причине отсутствия карманов на кимоно в качестве подвесного брелока, который служил противовесом и неординарным украшением, приносящим удачу и радость носителю и произведением искусства, выполненным в соответствии с характером работы и стилем мастера. В Древней Японии носить изысканные костюмы, сшитые из дорогостоящей материи и украшенные росписью, простым горожанам не позволялось, поэтому любая возможность приукрасить свое скромное одеяние не могла быть упущена. Именно это и послужило причиной возникновения резчиков нэцкэ, которые в своих работах пытались раскрыть индивидуальный вкус каждого жителя и отразить в какой-то степени его материальное положение в обществе. Вопрос о происхождении нэцкэ может быть решён двояко: нэцкэ - японское изобретение, или же нэцкэ были заимствованы японцами. Нэцкэ - одновременно и утилитарная деталь костюма, имеющая специфическую форму, и художественное произведение, оформленное в определённом стиле. Каждый из этих "аспектов" нэцкэ может дать свой ответ на вопрос об их происхождении. Брелоки-противовесы типа нэцкэ использовались на обширной территории: в Японии и Венгрии, на Крайнем Севере и в Эфиопии. В сущности "нэцкэ" появляются там, где имеется костюм без карманов, но с поясом. Поэтому рискованно объяснять обычай ношения предметов типа нэцкэ заимствованным извне: этот обычай может оказаться местным. Если брелоки, существующие в разных странах, обнаруживают стилистическую близость, то это - веский повод для предположения о влияниях и заимствованиях. Нэцкэ в виде палочки или пуговицы употреблялись и раньше, но именно в XVII веке они начинают приобретать характер миниатюрной скульптуры. В Японии если не сам обычай ношения предметов за поясом с помощью противовеса-брелока, то специфика его художественного оформления (в виде резной скульптуры, рельефной пластинки и пр.) несомненно не местного, но китайского происхождения, где подвесные брелоки изготавливали уже в III в. до н. э. Почитать Тайны Великой Китайской Стены В период Мин (1368-1644) китайцы называли такие предметы чжуйцзы (坠子 zhuizi) или пэй-чуй (pei-chui) - изделия, аналогичные нэцкэ и по функциям и по оформлению. К этому времени уже давно существовали прочные традиции заимствования японцами различных элементов духовной и материальной культуры Китая, в том числе и одежды. Название брелоков также указывают на Китай. "Нэцкэ" - не единственное их обозначение в Японии. Иногда встречаются и такие, как кэнсуй, хайсуй и хайси. Но именно эти названия - по-китайски соответственно: сюань-чуй, пэй-чуй и пэй-цзы - использовались в Китае наравне с самым распространённым термином чжуй-цзы. Некоторые ранние нэцкэ назывались карамоно (唐物, "китайская вещь") и то:бори (唐彫り, "китайская резьба"). Связь нэцкэ с их китайским прототипом очевидна. Но роль пэй-цзы в истории нэцкэ не стоит преувеличивать: очень скоро в Японии на основе чжуй-цзы были выработаны оригинальные формы нэцкэ и приёмы резьбы, введены новые сюжеты и переосмысленны старые. В Японии нэцкэ превратилось в самостоятельное и высокоразвитое искусство, чего не произошло с китайскими чжуй-цзы. До XVII века сведений об использовании японцами нэцкэ нет. Вещи, которые необходимо было иметь при себе, носили по-другому. В истории японского костюма существовало несколько способов прикреплять вещи к поясу. Самый древний предмет, который носили в Японии с помощью приспособления, сходного с нэцкэ, это упоминаемый ещё в сочинениях первой четверти VIII века "Кодзики" (Записи о делах древности") и "Нихонги" ("Анналы Японии") хиути-букуро (火打ち袋) - мешочек для кремня и огнива, который крепился к эфесу меча. Обычай оказался стойким. В живописи периода Хэйан (794-1185) нередко встречаются изображения хиути-букуро (например, в иконе божества Конгобу-дзи монастыря Коя-сан). Мешочек для кремня и огнива можно видеть и на свитке Нагатака Тоса (конец XIII века) "Живописное повествование о монгольском вторжении" у человека, докладывающего о появлении вражеского флота. В период Камакура и Муромати (1335-1573) хиути-букуро стали использовать, как кошелёк, портативную аптечку и т. д., но носили его так же, как и раньше. Почитать Фигурки Догу Параллельно с этим распространены были и другие приспособления. Прежде всего это оби-хасами (帯鉗), которые, как сказано в сочинении 1821-1841 годов "Разговоры в ночь Крысы", были предшественниками нэцкэ. Оби-хасами - фигурно обрамлённый крючок; верхний загиб его зацепляется за пояс, а к выступу внизу привязавались различные предметы. Аналогичные вещи дошли до нас от минского времени в Китае. Форма оби-хасами не привилась, поскольку такой способ был небезопасен: при быстром движении, сгибании корпуса легко можно было уколоться длинным и острым крючком. Ещё одной формой, предшествовавшей и отчасти сосуществовавшей с нэцкэ, является обигурува - поясное кольцо, к которому крепились кошелёк, ключи и т. п. Возможно, что такой тип крепления попал в Японию из Монголии через Китай. В Японии первые нэцкэ появляются во второй половине XVI - начале XVII в. Возможно, свою роль здесь сыграли конкретные события: походы в Корею военного правителя Японии Тоётоми Хидэёси в 1592 и 1597 годах. Эту дату появления нэцкэ подтверждают изображения костюмов в живописи того времени и сведения литературных источников. В росписи ширмы конца XVI века "Объездка лошадей" один из наездников изображён с инро, свисающим с пояса. Складки одежды скрывают предмет, к которому оно привязано, но, судя по позиции инро - нэцкэ. Существует описание охоты Токугавы Иэясу, в котором среди прочих деталей костюма Иэясу упоминается и нэцкэ в виде тыквы-горлянки. Это - самые ранние свидетельства ношения брелоков-противовесов в Японии. XVII век - предыстория нэцкэ, о которой мы знаем лишь по косвенным данным. Дошедшие до наших дней произведения были созданы не раньше первой половины XVIII века. К этому времени сложение художественного языка миниатюрной японской скульптуры уже завершилось, и период с середины XVIII века по середину XIX века мы можем считать "золотым веком" нэцкэ. История нэцкэ в основном не выходит за пределы периода Токугава (1603-1868) - времени расцвета искусства горожан - купцов и ремесленников. Условия их существования, социальная атмосфера в целом оказали заметное влияние на эволюцию миниатюрной скульптуры. Так, например, в области внутренней политики военным правительством Японии (бакуфу) был принят курс на сохранение раз созданной структуры общества. Неоднократно выпускались "законы против роскоши", целью которых было строгое разграничение "благородного" и "подлого" сословий в том числе в образе жизни и в одежде. Регламентации подвергалось всё: от количества этажей в доме до качества материи для платья и стоимости игрушек или сладостей. За нарушение запретов налагались наказания: от штрафа до высылки из города. Впрочем, эти запреты если не нарушались прямо, то, как правило, умело обходились. Тем не менее, возможностей украсить костюм у горожан оказалось не так уж много, а потому ни одна из них не должна была быть упущена. Нэцкэ и была той деталью, с помощью которой можно было продемонстрировать и собственный вкус, и своё отношение к очередной моде, и, в какой-то степени, благосостояние. Именно в прикладных видах искусства полнее всего находили своё удовлетворение эстетические требования горожан, стимулировавшие появление виртуозных мастеров нэцукэси - резчиков нэцкэ. Поэтому изменение формы, материала, художественной трактовки нэцкэ ясно говорит о смене художественных вкусов и пристрастий японцев конца XVII-XIX веков. В XVII и XVIII вв. возникают целые школы резчиков, отличающиеся стилем и излюбленными темами. Например, для школ Хида или Нара были характерны фигурки, выполненные в стиле иттобори - с помощью одного ножа, без тщательной проработки мелких деталей. Наиболее крупные школы резчиков складываются в Эдо, Осака и Киото. В провинции порой возникают самобытные течения, основоположником которых, нередко, был один талантливый мастер. В качестве примера можно указать на Сиёду(?) Томихару, который жил и творил в середине XVIII в. на территории провинции Ивами острова Хонсю. Среди нэцукэси возникают такие громкие имена, как Сюдзан Ёсимура из Осака, Томотада и Масано из Киото. Однако за редким исключением нам мало что известно о жизни и подробностях биографий большинства резчиков. Большим подспорьем для исследователей, занимавшихся историей нэцкэ, стал сборник "Сокэн кисё". Он был издан в 1781 г. жителем Осака и торговцем мечами Инаба Цурю. В сборнике приведён список из пятидесяти трёх имён крупнейших нэцукэси того времени, сопровождавшихся иллюстрациями их работ. Работы нэцукэси нашего времени можно разделить на две категории: традиционные нэцкэ, к которым относятся катабори, анабори, а также саси и нэцкэ, выполненные в стиле современной скульптуры. К древнейшим формам нэцкэ относятся саси — деревянные скульптуры продолговатой формы, которые в период развития искусства нэцкэ были восприняты, как архаиз, и по этой причине практически не сохранились до наших дней. Катабори представляет собой маленькую резную скульптуру, на которой изображают богов и животных. Материал для резки катабори разнообразный – от различных видов дерева до стекла и ракушечника. Анабори — подвид катабори, чаще всего они создаются внутри двухстворчатой ракушки. Также известны такие виды нэцкэ как маска, мандзю, рюса и кагамибута. Маска является миниатюрой маски но, которая применялась в японском традиционном драматическом искусстве. Мандзю — нэцкэ, выполненная из слоновой кости в форме толстого диска или из двух половинок, часто составляют композиции, на которых представлены несколько миниатюрных масок. Вариантом формы мандзю является рюса — она пустая внутри, а ее верхняя часть выполнена в технике сквозной резьбы. Кагамибута также является разновидностью мандзю. Данная нэцкэ представляет собой выполненный из слоновой кости сосуд, сверху которого располагается крышка на которой представлена композиция, выполненная различными техниками. Размер нэцкэ обусловлен чисто практическими соображениями. Слишком мелкие не держались за поясом, а большие были неудобны в обиходе. Так что размеры от 2,5 до 15 сантиметров подсказала сама жизнь. Также для удобства ношения у трехмерных фигурок одну сторону делали плоской. С задней стороны брелоки имели сквозное отверстие для шнура или же для его продержки использовались детали самой фигурки. Для укрепления силы действия нэцкэ необходимо с особым пристрастием выбирать место ее расположения. Если Вы хотите защитить Ваш дом от невзгод и внести в него спокойствие и умиротворение, Вам необходимо приобрести нэцкэ собачки Фу, которые символизируют мужское и женское начало и разместить около входной двери или же в юго-восточном углу. Для привлечения денежных средств, удачи и успеха в делах в дом вносят нэцкэ бык или кораблик, которые символизируют готовность к новым свершениям, ведь известно, что ветер, который заставляет двигаться корабль является благоприятным знаком, сулящим отсутствие застоя в жизни. Такие скульптуры располагают чаще всего в серной части дома, при этом следят за тем, чтобы нос корабля не смотрел в сторону двери, выходящей на улицу или окна. Также для привлечения удачи в сфере бизнеса используют нэцкэ дракон, которую располагают на возвышении, но не выше уровня глаз домочадцев. Свойство нэцкэ привлекать к своему носителю положительную энергетику и защищать от злого глаза облетело весь мир. Это можно объяснить тем, что мастер, создавая очередной свой шедевр, вкладывает в него тепло души, тем самым призывая нэцкэ помогать людям преодолевать трудности и комплексы, дарить надежду и освещать их жизненный путь. Со временем народ стал верить, что разнообразные фигурки нэцкэ приносят для их обладателя счастье, успех, любовь, богатство и т.д. И с тех пор нэцкэ стали не только, носить как украшение одежды, но и как амулеты. Мудрец Дарун – дарует силу духа и мужество. Дайкоку – символ богатства и процветания, счастья. Хранит домашний очаг. Эйбису – сулит удачу. Дайкоку и Эйбису - приносят в дом удачу и счастье. Шоусин – Бог долголетия и здоровья. Хотэй – Бог счастья и общения. Хотэй изображается по-разному либо стоя, либо сидя. Считается, если погладить его триста раз по животу, то самое заветное желание сбудется. Футэн – Бог ветра. Его фигурку берут с собой в дорогу, он приносит удачу для путника. Дзюродзин – старец науки и долголетия. Несет обитателям дома долгую и счастливую жизнь. Бэндзайтен – женское божество, дарит счастье и благополучие. Бисямонтен – этот Бог приносит богатство. Фукурокудзю - Бог мудрости. Помогает обрести мудрость и долголетие. Жаба с монетой во рту – приносит в дом богатства. Но китайцы размещают эту фигурку не только дома, но и в офисе. Считается, что она способствует заключению выгодных сделок. Пара собачек – защищает дом от неудач и бед. Но если поставить их в зону богатства, то будут оберегать взаимоотношения в семье. Бык - привлечет в дом достаток и благополучие. Золотая рыбка – влечет финансовые успехи. Китайская монетка – расположенная в зоне богатства также привлечет в дом деньги. Модель кораблика – удача в делах. Дракон - хранит дом и изгоняет нечистую силу. Девять карпов – привлекают удачу и богатство в дом. Два карпа – принесет в семью понимание, любовь и богатство. Орел – помогает подняться по карьерной лестнице. Ваза с пионами – вносит в дом позитивную энергию, любовь и привязанность. Три обезьяны – охраняют от злых духов. Пирамидка – притягивает в дом успех, радость, благополучие. Если ее поставить на письменный стол, где занимается ребенок, она поможет ему преуспеть в учебе. Материалы, из которого изготовлен нэцкэ, также обладают своими символическими свойствами.Нэцкэ делают из разных пород дерева и различных материалов, но эти три материала самые популярные при их изготовлении. Самшит – цугэ – вечнозеленое дерево символ здоровья и долголетия. Кость оленя - возвращает молодость, красоту, здоровье и долголетие. Сакура и жужуба – обладает благожелательной символикой и положительной энергией. Почитать Статуетки Акамбаро http://animekun.ru/interesting/about-japan/Necke.html http://www.ethnostone.ru/cms.php?view=1&osCsid=j67n6r6gstpjhl69rr2q6ctoa3 http://www.inmoment.ru/magic/feng-shui/neetzka.html |
|
Всего комментариев: 0 | |