08:59
Космическая Солнечная Электростанция.
Очередная космическая гонка намечается между Россией и США, если верить заявлению представителя российского ЦНИИ машиностроения. Речь идет о строительстве Космическая Солнечная  Электростанции ( КСЭ ), работающей на орбите и передающей электроэнергию на Землю. «Россию ждет обесценивание ее ресурсов», – заявляет ученый. Если, конечно, наша страна первой не сделает такой аппарат.

Российская академия наук совместно с предприятиями ракетно-космической отрасли, электроники и рядом вузов планируют реализовать проект по разработке космической солнечной электростанции. По словам специалистов, мощность КСЭ может достигать 10 гигаватт, что соответствует мощности двух Братских ГЭС.

«Мы хотим организовать своеобразный космический кластер по этому проекту, куда войдут предприятия отрасли, предприятия электроники, вузы. Если в США к 2016 году сделают эту станцию, как они в свое время объявили, а мы к тому времени только начнем ее делать, будет уже поздно», – заявил во вторник главный научный сотрудник российского Центрального научно-исследовательского института машиностроения Виталий Мельников.

Пока в России «проектируется демонстрационный прототип КСЭС мощностью 100 киловатт». В этой работе участвует ряд предприятий ракетно-космической отрасли, в том числе РКК «Энергия» и НПО имени Лавочкина. «В настоящее время мы находимся на этапе становления кластера из заинтересованных предприятий», – сказал Мельников.

Создание КСЭ, по его словам, решит проблему глобального энергетического кризиса и проблему экологических и климатических последствий воздействия сегодняшней энергетики на окружающую среду.

Как отмечает РИА «Новости», в США разработки такой станции ведутся с 1968 года, в Японии – с 90-х годов прошлого века. Последняя планирует создать станцию к 2025 году, что обойдется стране примерно в 21–24 млрд долларов.

«По данным японцев, вырабатываемое на КСЭ электричество будет в шесть раз дешевле, чем электричество, производимое на Земле», – заметил Мельников.

По его мнению, если Россия опоздает с развертыванием КСЭ, а в космосе появятся зарубежные электростанции, то ее «ждет обесценивание ресурсов». «Поэтому надо успеть занять свое место на рынке космического электричества. Россия является единственной страной в мире, имеющей опыт создания бескаркасных центробежных космических крупногабаритных конструкций», – приводит его слова «Интерфакс».

Принцип работы

Основной принцип идеи солнечных космических электростанций заключается в том, что установки, расположенные на геостационарной орбите, концентрируют солнечное излучение.

Геостациона́рная орби́та — круговая орбита, расположенная над экватором Земли (0° широты), находясь на которой искусственный спутник обращается вокруг планеты с угловой скоростью, равной угловой скорости вращения Земли вокруг оси.

Солнечная энергия будет преобразовываться в электричество уже в космосе, а на Землю его станут передавать посредством микроволнового передатчика или с помощью лазера. На Земле электричество запустят в сеть. Прототип электростанции будет значительно меньших размеров и должен показать, реально ли воплотить эти замыслы в жизнь.

В целом космическая энергосистема выглядит так: зеркала-концентраторы направляют на солнечную панель излучение, которое преобразуется в мощный микроволновый луч с частотой 2,5–6 Ггц, который и направляют на приемную станцию, расположенную на поверхности Земли.

Такая система позволяет концентрировать зеркалами на 35% больше излучения, которое рассеивается при попадании в атмосферу Земли. Микроволновая передача энергии позволяет довести КПД передачи до 80–90%, однако использование микроволнового излучения накладывает ряд ограничений.

Во-первых, это размер передатчика – даже при низшей границе частоты передачи в 2,5 Ггц он составит около километра. Приемник еще больше – около 10 километров. Во-вторых, электронные компоненты, позволяющие преобразовывать свет в микроволновое излучение и работать при огромных температурах, пока существуют лишь в виде малопригодных к промышленному использованию лабораторных прототипов.

В-третьих, размеры зеркал и солнечных батарей оказываются в разы больше передатчика. Все вместе это километры материалов, которые нужно не только поднять на орбиту, но и собрать и настроить.

В ЦНИИ машиностроения считают наиболее рациональным путем передачи энергии из космоса на Землю использование инфракрасного лазера, который более безопасен, чем СВЧ-система. Такие разработки ведутся в Ракетно-космической корпорации «Энергия» и НПО имени Лавочкина.

По словам экспертов, теоретически эффективность космических солнечных электростанций может быть вдвое выше по сравнению с наземными. На орбите спутник освещён солнцем круглогодично и круглосуточно, тогда как наземная солнечная электростанция может работать только днем в отсутствие сильной облачности.

Американский опыт

Идея получения электроэнергии в космосе с последующей ее доставкой на Землю в США родилась в конце 60-х – начале 70-х годов прошлого века. В условиях тогдашнего энергетического кризиса американское правительство выделило 20 млн долларов агентству NASA и компании Boeing для расчёта целесообразности проекта гигантского спутника SPS (Solar Power Satellite).

Как показали расчёты, такой спутник вырабатывал бы 5000 мегаватт энергии, после передачи на Землю оставалось бы 2000 мегаватт. Для сравнения: мощность одной лишь Красноярской ГЭС составляет 6000 мегаватт. При этом стоимость космического проекта тогда оценили в 1 трлн долларов, что и послужило причиной закрытия программы.

В 2009 году молодая калифорнийская компания Solaren пообещала запустить в космос коммерческую солнечную электростанцию на 200 мегаватт уже в 2016 году. Космическую электроэнергию у Solaren будет покупать местная энергетическая компания Pacific Gas and Electric по ценам на уровне других возобновляемых источников.

Специалисты Solaren ранее отмечали, что для постройки и запуска солнечных орбитальных электростанций не потребуется создавать какие-то невероятные новые технологии или новые ракеты-носители. Можно обойтись уже имеющимися. В том же 2009 году Solaren обещала привлечь к этой работе таких промышленных гигантов, как Boeing и Lockheed Martin.

В идеале через четыре года 250 тысяч домов в округе Фресно начнут получать электроэнергию из космоса. Если всё пойдёт по плану, этот проект станет первым в мире практически реализованным примером орбитальной солнечной электростанции.

Для решения проблемы космических солнечных электростанций фирма «Боинг» рекомендует провести исследования в следующих направлениях:

1 Солнечные элементы. Максимальные усилия должны быть направлены на разработку технологии изготовления элементов солнечных батарей низкой стоимости с совершенными рабочими характеристиками при малой массе. Для этого необходимо изучить возможности уменьшения стоимости элементов посредством автоматизации их производства и применения перспективных преобразователей, таких, как тонкопленочные элементы из арсенида галлия.

2 Тепловые двигатели. Следует создать материалы, необходимые для регулирования температур спутников как с тепловыми двигателями, так и с солнечными фотопреобразователями, а также материалы для тепловых двигателей, предназначенных для космических солнечных электростанций. Хотя исследования показывают, что космические солнечные электростанции на основе фотопреобразователей имеют определенное преимущество по сравнению с электростанциями на основе тепловых двигателей, было бы желательно получить исчерпывающие данные по обеим системам для окончательное выбора.

3 Передача энергии в микроволновом диапазоне. Биологическое влияние микроволнового излучения, а также нормы и инструкции по защите от него были исследованы министерством энергетики и НАСА. Было рекомендовано направить дальнейшие исследования на выяснение влияния микроволнового излучения спутниковых солнечных электростанций на ионосферу Земли. Необходимы также исследования в области усиления мощности микроволнового излучения и регулирования фазы для правильной оценки влияния системы передачи энергии на живые организмы и системы связи. Полученные данные послужат основой для более детальных изучений влияния микроволнового излучения на миграцию птиц, развитие растений, возможность использования Земли под ректеннами для сельскохозяйственных нужд. Хотя в предварительных исследованиях не была выявлена опасность микроволнового излучения для внешней среды, эта проблема должна быть полностью решена до перехода к стадии создания демонстрационной космической электростанции.

4 Космические конструкции. Долговечность материалов в космических условиях является весьма важным требованием. В отчетах фирм предлагается подвергать композиционные материалы, предназначенные для конструкционных элементов электростанции всесторонним испытаниям в больших вакуумных камерах, моделирующих космические условия.

5 Системы управления полетом. Важной технической проблемой является управление большими гибкими системами в космосе. Системы ориентации должны управлять положением в пространстве огромных солнечных батарей площадью около 100 км2 для непрерывного слежения за Солнцем и направления микроволновых пучков на ректенны.

6 Методы строительной техники. Следует разработать автоматизированное строительное оборудование для околоземной сборочной базы. Примерами такого оборудования являются установки для сборки конструкций, развертывания солнечных батарей, средства транспортировки обслуживающего персонала и оборудования, системы контроля и отображения информации.

7 Транспортные системы. Следует создать бустерные двигатели для сверхмощных ракет-носителей, способных выводить на низкую околоземную орбиту большие полезные грузы при минимальной стоимости, а также высокоэффективные электроракетные двигатели для межпланетных транспортных аппаратов.

8 Система распределения энергии. Необходима значительно большая информация для создания преобразователей энергии малой массы и оценки взаимодействия с системами терморегулирования и аппаратурой высоковольтных выключателей. Преобразование электрической энергии в энергию микроволнового излучения потребует разработки клистронов (высокочастотных усилителей) с характеристиками, на несколько порядков превышающими характеристики современных систем.

Японский проект

В Японии для создания орбитальной солнечной электростанции объединились шестнадцать компаний, включая Mitsubishi Heavy Industries. Станция призвана поставлять энергию 300 тысячам домов в окрестностях Токио.

Space solar power system (SSPS) предусматривает развёртывание на геостационарной орбите поля из солнечных панелей площадью примерно 4–6 квадратных километров. Произведённую ими энергию вниз будет доставлять либо поток микроволнового излучения, либо мощный и высокоэффективный лазер. Средняя выходная мощность такой системы должна составить 1 гигаватт («на грунте», с учётом всех потерь при передаче из космоса), пиковая – 1,6 гигаватта.

Для построения космической солнечной электростанции нужно решить ряд непростых вопросов, главный из которых – сборка основного сооружения на орбите и стоимость системы, в которой львиную долю составит даже не цена солнечных преобразователей, а затраты на запуски ракет. Японцы рассчитывают, что  при росте масштаба реализации «космическое электричество» обещает стать недорогой и «зелёной» альтернативой нефти. К тому же они подсчитали: проект может стоить «всего» 22 млрд долларов (против одного «американского» триллиона), если расценки на подъём сравнительно тяжёлых аппаратов на орбиту снизятся до 110 млн за пуск.

Примерно в 2015 году японцы намерены запустить на низкую орбиту демонстрационный спутник, который будет не только вырабатывать электричество своими солнечными панелями, но и сбрасывать его на Землю по «силовому лучу». Мощность такого прототипа летающей солнечной станции составит 100 киловатт. А полноразмерную промышленную установку на геостационаре Япония намерена развернуть в 2025- 30 году.

Взгляды правительства "являются определенной вехой в энергетике и вызвали большое волнение среди исследователей солнечных космических энергоустановок", - заявил президент Университета Киото Хироши Мацумото (Hiroshi Matsumoto).

Япония занимается исследованиями в данной области начиная с 80-х годов. В 1983 и 1993 Мацумото в ионосферу была запущена ракета с целью исследования распространения микроволн (H. Мацумото Radio Sci. Bull. 273, 11-35, 1995). В марте этого года группа ученых из Университета Киото впервые использовала микроволны для передачи энергии с неподвижно висящего на высоте 30 метров дирижабля на поверхность Земли.

Текущие планы предусматривают расширение исследований, а именно серию тестов, где каждый последующий тест со все большей мощностью. Сперва будет продемонстрирована наземная передача энергии в киловаттном диапазоне мощности. Далее передача той же мощности из космоса, либо с японского модуля Кибо пристыкованного к МКС, либо с небольшого спутника. К 2020 исследователи рассчитывают иметь опытный образец спутника, передающего энергию в диапазоне мощности в сотни киловатт, а к 2030 - в гигаваттном диапазоне. Как это видится сегодня, система, запущенная к 2030 году, будет представлять собой, массив солнечных элементов шириной в несколько километров, с массивом передающих антенн в 1 миллиард штук, каждая из которых размером в 5-10 сантиметров, направленных в сторону Земли.

Цель состоит в том, чтобы сделать спутники стоимостью менее 1 триллиона йен (11 миллиардов долларов США) каждый. Их стоимость в настоящее время оценивается в сто раз больше. Одна из проблем, которую предстоит решить, это увеличение эффективности передачи энергии до уровня в 75%. В эксперименте с дирижаблем она составила только 40%, хотя на нем и использованы иные технологии, чем те, что предполагаются на спутнике.

Также в сто раз требуется сократить стоимость запуска ракет. Рассматриваются варианты использования многоразовых ракет. На встрече в Токийском Университете в ноябре обсуждалось, как удаленный источник микроволн может питать ракету. Это позволило бы ракетам нести меньше топлива, больше антенн и солнечных батарей, что помогло бы в строительстве солнечных электростанций космического базирования.

Согласно оценка Мацумото для демонстрации технологии спутников-солнечных электростанций на поверхности Земли потребуется от 2 до 3 миллиардов йен, для демонстрации в космосе от 10 до 50 миллиардов йен.

Национальный план космической деятельности призывает "всю Японию" в течении трех лет подготовиться к демонстрации солнечной электростанции космического базирования.

Как заявил Джона Мэнкинс (John Mankins), возглавлявший отдел солнечных космических энергоустановок в НАСА: "Япония очень хорошо сформулировала планы и намерена проложить путь в этой области, интерес же США к ней несколько угас". Большинство усилий в США в данном направлении идет со стороны частных компаний и некоммерческих организаций. В апреле этого года компания Solaren (Калифорния, США) подписала контракт с Pacific Gas and Electric (Сан-Франциско, США) на производство 200 мегаватт энергии на солнечной спутниковой электростанции начиная с 2016 года.

Солнечные электростанции космического базирования были мечтой в течении нескольких десятилетий как в США, так и в Японии. Им не страшны ни тучи, ни ночь. Однако высокая стоимость их создания была сдерживающим фактором. Тем не менее теперь у Японии появилось новое понимание данного вопроса. В июне там был представлен национальный космический план, призывающий к программе "мирового лидерства в сфере солнечной энергетики космического базирования". В начале ноября в Университете Киото была проведена встреча политиков, инженеров и ученых по данному вопросу.

Процедура сборки КСЭ на геостационарной орбите (по материалам фирмы «Боинг»)

1 Тяжелые транспортные корабли многоразового использования (МТКК) запускаются с мыса Канаверал, шт. Флорида.
2 МТКК выводят на низкую орбиту астронавтов-монтажников, грузы, запасы пищи и расходуемые материалы.
3 Космическая платформа с оборудованием для астронавтов-монтажников, запасом топлива, установками для производства элементов конструкции и другим промышленным оборудованием.
4 Пассажирский межорбитальный транспортный корабль совершает частые перелеты на геостационарную орбиту, доставляя астронавтов-монтажников, инструменты и оборудование.
5 Электроракетный межорбитальный транспортный корабль, медленно набирая высоту, достигает геостационарной орбиты примерно через 140 сут. Доставляет секции КСЭ для окончательной сборки.
6 Геостационарная орбита.
7 КСЭ почти в завершенном виде. В верхней части конструкции показан один из возможных способов сборки или ремонта.
8 Полностью собранная КСЭ готова к эксплуатации. Антенны, расположенные сверху и снизу, шириной 1000 м фокусируют микроволновые пучки большой мощности на ректенну на Земле.
9 КСЭ излучают микроволновые пучки в развивающиеся страны.

Наиболее целесообразно начинать сооружение КСЭ с создания на низкой околоземной орбите космического завода, где устанавливается оборудование для изготовления элементов силовых конструкций КСЭ. Первой задачей является создание больших межорбитальных транспортных кораблей, доставляющих секции КСЭ на геостационарную орбиту, где проводится окончательная сборка. Элементы ферм малой массы могут быть изготовлены из графита и эпоксидных материалов, чтобы ограничить температурное напряжение, возникающее в элементах конструкции на высокой орбите. По завершении сборки конструкции (согласно проекту фирмы «Грумман») завод отодвигается от нее, как бы раскатывая огромные свернутые ковры солнечных элементов. Автоматически они натягиваются по верхней поверхности спутника, чтобы захватывать прямые солнечные лучи.

Тяжелая ракета-носитель

Функционирует между базой на Земле и низкой околоземной орбитой. Полностью многоразовый возвращаемый аппарат, имеющий две ступени. Топливо для бустерной ступени: жидкий кислород - жидкий метан, для орбитальной ступени: жидкий кислород - жидкий водород.
Стартовая масса 11 000 т. Полезный груз 380 т (нетто) и 420 т (брутто).
Стоимость одного полета 14 млн. долл. (в ценах 1979 г.).

ПМТК

Предназначен для доставки астронавтов-монтажников и грузов на сборочную базу на геостационарной орбите. Двухступенчатый, многоразовый.
Топливо: жидкий кислород - жидкий водород. Тяга бустерной ступени 184 000 кгс, второй ступени 92 000 кгс.
Полезный груз: отсек экипажа - масса 4 т, экипаж 2 человека; пассажирский отсек - масса 36 т, 160 пассажиров.
Грузовой отсек - масса 96т.
Запасы продовольствия на 480 чел.-мес.

ЭМТК

Предназначен для перевозки тяжелых полезных грузов между низкой околоземной и геостационарной орбитами. В этом огромном аппарате размером 1040 Х 1510 м используются солнечные электроракетные двигатели малой тяги. Для доставки на геостационарную орбиту 4000 т полезного груза требуется 180 сут, для возвращения на низкую околоземную орбиту 200 т требуется 40 сут. Начальная мощность 300 МВт. Площадь фотоэлектрических батарей 1.5 км2. Тяга электроракетного двигателя 340 кгс. Сухая масса 1460 т. Рабочее вещество электроракетных двигателей - аргон.
В дополнительных ракетных двигателях, используемых в периоды пребывания аппарата в тени и для высокоскоростных маневров, применяется топливо: жидкий кислород - жидкий водород.

В качестве преобразователей энергии фирма «Боинг» выбрала кремниевые фотопреобразователи, а фирма «Рокуэлл» - фотопреобразователи из арсенида галлия. Хотя последние позволяют повысить к. п. д. преобразования энергии до 40%, кремниевые фотопреобразователи обеспечивают меньший риск при более совершенной технологии. Обе группы старались разработать надежные установки, по возможности не требующие ухода и способные прослужить более 30 лет благодаря применению дублирующих систем.

Поддержание номинальной выходной мощности, которая может снижаться вследствие радиационного повреждения фотоэлементов, возможно либо путем увеличения площади батареи, чтобы компенсировать ухудшение энергетических характеристик солнечных элементов в процессе их эксплуатации, либо путем применения дополнительной защиты в виде более толстых стеклянных покрытий. Солнечные элементы, вышедшие из строя под действием солнечных вспышек, могут быть восстановлены на месте с помощью системы газовых лазеров на углекислом газе. При медленном движении луча лазера по поверхности батареи достигаются требуемая освещенность и плотность энергии. Природа радиационного повреждения - возникновение дефектов кристалла, и процесс восстановления состоит просто в повышении температуры кристалла до точки, при которой тепловая активность ликвидирует эти дефекты.

«Не более, чем спекуляции»

Эксперт отраслевого журнала «Новости космонавтики» Игорь Лисов считает, что все планы по запуску космических солнечных электростанций в ближайшие годы сомнительны.

«Все это выглядит невероятно. Возможно, просто имеется в виду не станция, а что-то совершенно иное. Скажем, все тот же пресловутый буксир с ядерным двигателем, который мы сейчас делаем. Его тоже иногда называют энергетической установкой, и радостно говорят, что мегаватт – это здорово. Между тем энергоблок электростанции – это тысяча таких мегаватт», – говорит он.

Проблема, по словам эксперта, заключается в колоссальных затратах, которые обязательно потребуются для запуска оборудования в космос. Плюс к этому не решён вопрос передачи энергии на Землю, существуют риски нанесения экологического ущерба, указывает Лисов. «В итоге стоимость электроэнергии на Земле, если проект будет реализован, будет запредельно высокой», – резюмирует он.

Аналогичного мнения придерживается старший эксперт Фонда «Институт энергетики и финансов» Сергей Кондратьев. Вряд ли «космическая» электроэнергия будет стоить в разы дешевле электроэнергии земной, уверен он.

«Во-первых, доставка самих модулей на орбиту и их сборка влетит в копеечку. Потребуется доставлять не тонны и даже не десятки тонн оборудования. Капитальные затраты будут в десятки раз выше, чем у традиционных электростанций, – говорит Кондратьев. – Потребуются особые материалы. Условно говоря, при строительстве традиционных электростанций, даже возобновляемых источников, мы сегодня используем сталь, бетон, то есть достаточно недорогие материалы. В космосе придется использовать материалы иного рода, стоимость которых будет уже гораздо выше».

Даже в том случае, если эксплуатационные затраты будут нулевыми, срок окупаемости электростанции будет не 30 и не 40 лет, считает Кондратьев. К тому же эксперт сомневается, что космические станции будут востребованы промышленными потребителями. «В целом идея хорошая, но только на отдаленную перспективу, – отмечает Кондратьев. – У нас есть пример МКС, энергия на которой получается с помощью подобных фотоэлементов. А вот создание мощной электростанции, которая могла бы обеспечивать электроэнергией потребителей на земле, в ближайшие 20 лет вряд ли возможно».

Дело даже не столько в «технике», сколько в экономической нецелесообразности. Стоимость электроэнергии на российском оптовом рынке, по словам Кондратьева, составляет 3–4 цента за киловатт/час, для конечного потребителя – 8–10 центов. «Добиться той же себестоимости электроэнергии в космосе практически нереально, – уверен эксперт. – Даже ветряные электростанции имеют меньшую себестоимость, и все равно правительство вынуждено их субсидировать».

Такого аттракциона щедрости в отношении космических станций ни в США, ни в России ждать пока не стоит. Скорее это будет небольшой экспериментальный проект, резюмирует Кондратьев.

Еще более категоричен заместитель директора Института космических исследований России Вячеслав Родин. «Все разговоры о передаче электроэнергии из космоса – не более чем спекуляции», – говорит он.

Эксперт напоминает, что проект создания такой станции был в советское время. Проект показали Дмитрию Федоровичу Устинову – на тот момент секретарю ЦК КПСС. «Он тогда заявил, что одобрит проект только после того, как ему докажут, что солнечные батареи, расстеленные где-нибудь в Узбекистане, будут менее эффективны, чем космическая электростанция», – рассказывает Родин.

Другое дело – «бытовая» солнечная энергия. По словам Родина, в Европе сегодня 30% бытового потребления электричества – это солнечные батареи. В Китае есть даже целый город, который использует исключительно энергию солнца.

«А мы, вместо того чтобы заниматься реальным использованием солнечной энергии, выколачиваем деньги ни на что. Я категорический противник космической солнечной электростанции. Наземная электроэнергия будет дешевле», – заключает эксперт...

Кроме того, следует иметь в виду, что огромные конструкции будут крайне уязвимыми к действиям противника. Если международные договоры, объявляющие вне закона антиспутниковое оружие, потеряют силу, то солнечные батареи большой площади станут неподвижными мишенями для шрапнельных снарядов.

Энтузиасты считают, что многие аргументы против космических солнечных электростанций чрезмерно преувеличены. Конечно, такие электростанции имеют недостатки, но они имеют также и важные преимущества. Как, например, использование лазерного луча в других целях.

В настоящее время трудно представить, что такие огромные инженерные сооружения, как солнечные космические электростанции, можно создать без использования промежуточной сборочной базы на низкой околоземной орбите, к которой могут пристыковываться космические аппараты. Усовершенствованные варианты современного «Шаттла» можно будет использовать для выведения в космос большого числа специалистов для работы на промежуточной сборочной базе, а космические буксиры - для доставки обслуживающего персонала на геостационарную орбиту. Итак, инженерная мысль должна найти способ ежегодного выведения в космос поистине поражающего воображение количества полезного груза - около 900 000 т!

Детальные исследования, проведенные к настоящему времени, показали, что подобные концепции могут быть реализованы в обозримом будущем, возможно, в конце текущего столетия. Естественно, предстоит еще много работы над проблемами выбора частот, не подверженных воздействию погодных условий, минимизации побочных эффектов рассеяния микроволнового пучка, эффективного преобразования энергии и для доказательства того, что облучение живых существ микроволновым пучком безопасно.

Специалисты в области космической техники утверждают, что для строительства солнечных электростанций не требуется фундаментальных технических достижений. Однако создание спутников размером с город связано с преодолением психологического барьера. Спутники столь больших размеров и масс кажутся нам пока мало реальными, а график пусков ракет-носителей, похожий на расписание полетов самолетов, невероятным.

Однако в настоящее время об этом говорить еще рано. Многое зависит от достижений в области использования термоядерной энергии. Пока ясно лишь одно. С ростом стоимости минерального и ядерного топлива будет возрастать и стоимость вырабатываемой из них энергии. Когда этих источников энергии будет недостаточно, настанет время природного термоядерного источника энергии - Солнца.

http://news.mail.ru/society/10053468/?frommail=1
http://epizodsspace.narod.ru/bibl/getlend/17.html
http://www.fabrikamisli.ru/page/271/

Просмотров: 3711 | Добавил: Валерий | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]