22:04
Под водой в "Пузыре" из Шанхая в Сан-Франциско

Ученые из Технологического института Харбина создали технологию, которая поможет Китаю разработать подводные лодки и торпеды, способные перемещаться под водой с около- или даже сверхзвуковой скоростью. 

Как пишет The South China Morning Post, речь идет о технологии сверхкавитации, создающей вокруг движущегося подводного объекта кавитационный пузырь. Оснащенная такой технологией подводная лодка сможет добираться из Шанхая в Сан-Франциско примерно за сто минут.

Почитать      Как на крыльях науки вернуться в Каменный Век

Предлагаемая китайскими учеными технология является многокомпонентной. На первом этапе разгона подводного корабля его поверхность будет обволакиваться специальной жидкостью, уменьшающей трение воды о корпус. После достижения скорости в 75 километров в час или большей будет задействована технология сверхкавитации. Технические подробности о китайской реализации этой технологии не уточняются, однако известно, что при ее применении корабль сможет сохранить управляемость.

В общих чертах китайская технология сверхкавитации представляет собой кавитатор (особое устройство, расположенное в носовой части подводного объекта) и набор сопел на нем, которые подают газ в кавитационный пузырь. Сам же подводный корабль, предположительно, может получить ракетные двигатели, обеспечивающие движение с большой скоростью под водой. 

Теоретически, сверхкавитирующая подлодка будет способна развивать под водой скорость до 5,8 тысячи километров в час.

Почитать      Гиперзвуковые догонялки

Скорость звука в воде составляет около 1,5 тысячи метров в секунду, 5,5 тысячи километров в час, при температуре 24 градуса и солености 35 промилле. По словам профессора Ли Фэнчэня, прежде, чем технология суперкавитации будет реализована на практике, ученым предстоит решить еще несколько сложностей. Одной из них является нестабильность кавитационного пузыря, внутри которого должна «лететь» подлодка.

Почитать    Полетим в "Пузыре" к Звездам 

Кроме того, предстоит найти надежный способ управлять кораблем, движущимся под водой со сверхзвуковой скоростью. В частности, предполагается сделать специальные рули, которые бы при движении подлодки внутри кавитационной полости выдвигались за пределы «пузыря». Наконец, необходимо разработать силовые установки, которые были бы экономичными и обеспечивали бы большую дальность подводного хода.

Кавитационные технологии впервые были использованы в СССР в первой половине 1970-х годов, когда была разработана скоростная подводная ракета-торпеда «Шквал». Этот боеприпас, оснащенный подводным реактивным двигателем с гидрореагирующим топливом, способен передвигаться под водой в кавитационной полости со скоростью от 370 до 500 километров в час. При этом изменение траектории движения торпеды возможно в узких пределах, а ее дальность составляет всего 13 километров.

Кавитация — физическое явление, при котором в воде позади быстро движущегося объекта образуются мельчайшие пузырьки, заполненные паром. Это происходит из-за резкого снижения давления жидкости позади лопастей винта. Вскоре после образования пузырьки схлопываются и возникает ударная волна. Моряки сталкиваются с кавитацией очень часто. В частности, из-за этого явления происходит разрушение лопастей гребного винта...

Один из экспертов, отвечающий в известном КБ за перспективное проектирование, но пожелавший остаться неназванным, согласился на этих условиях прокомментировать сообщение South China Morning Post о "китайском прорыве" в подводный гиперзвук:

- Суперкавитация вполне реальна и работоспособна. Наш "Шквал", немецкие и норвежские изыски в этой части хорошо известны. Однако известны и проблемы.

Первое - это двигатель-движитель. На всех имеющихся образцах это ракетный двигатель или (как у норвежцев) классический орудийный снаряд (т.е. порох). Типовое для ПЛ и торпед сочетание "мотор-винт" в этом случае не подходит, т.к. винт не работает в каверне, и ни один мотор не дает нужной мощности при требуемых размерах и весах. Или наоборот: имеет неприемлемые размеры и веса при заданной мощности. Даже самые поверхностные оценки показывают, что для разгона до "китайских обещаний" объекта водоизмещением около 100 тонн потребуется мощность американской ракеты Saturn.

Третье. Управление суперкавитирующим объектом при помощи типовых для ПЛ и торпед гидродинамических рулей невозможно из-за той же каверны. Нужны струйные рули или качающееся сопло двигателя. На маленьком "Шквале" это реализуемо, но как качать сопло двигателя, способного разогнать ПЛ в 5000 тонн, никому не известно. Алгоритм управления этим качанием тоже весьма сложен - со "Шквалом" была проблема заставить его "ехать" прямо, про маневрирование не было и речи.

Четвертое. Освещение обстановки и связь для такой ПЛ окажутся невозможны: каверна мешает применять гидроакустику, а выпуск антенн на такой скорости страшно даже представить. Шумность и прочие проблемы скрытности очевидны.

Тем самым хочу сказать, что сделать слепоглухонемую пулю, летящую со страшным визгом только по прямой, можно, если найти подходящий двигатель и топливо. Сделать из этой "пули" лодку, не вижу как.

А самое главное не вижу, зачем. Пусть даже эта ерунда сможет прибежать из Китая к США за два часа, а зачем? Любая порядочная ракета прилетит туда за 15-20 минут, причем перехватить ее на два-три порядка сложнее.

Не хочу гадать, кто и зачем все это придумал. Но всегда есть стремление показать, что страна "икс" имеет технологические достижения, от которых соседи должны впадать в трепет. И тратить деньги на такую же муру по принципу: "У больших мальчиков уже есть, я тоже хочу". За примерами далеко ходить не надо - вспомните Стратегическую оборонную инициативу, она же - "Звездные войны". Масштаб иной, интрига та же...

"Золотую рыбку" китайцам не догнать

Рекорд скорости среди когда-либо построенных в мире боевых подводных лодок принадлежит советской АПЛ с крылатыми ракетами К-162 под командованием капитана 1 ранга Юрия Голубкова. Спроектированная в ЦКБ-16 (ныне - санкт-петербургское МБМ "Малахит") и построенная на "Севмаше", она имела титановый корпус и две автономные ядерные энергоустановки, что позволило ей развить скорость в надводном положении 16 узлов, в подводном - 44,7. Строительство экспериментального корабля велось с 1963 по 1969 годы и обошлось очень дорого, за что эту подлодку стали называть "Золотая рыбка".


Через 6 лет уже 6 подлодок

Пока журналисты с подачи китайских ученых дразнят публику фантастическими обещаниями, слушатели Академии подводного плавания в Циндао (готовит кадры для ВМС Народно-освободительной армии Китая) уже более полугода осваивают экспериментальную модель атомной подлодки нового поколения Type-095 (китайское обозначение 09-V), которая должна прийти на смену находящейся ныне на вооружении АПЛ Type-093. По мнению военного аналитика Рика Фишера (США), "это может означать начало большой и серьезной работы по подготовке кадров к приему на вооружение подводных лодок нового поколения".

Как сообщает РИА Новости со ссылкой на американские же источники, Китай строит сейчас две новые подводные лодки с баллистическими ракетами - Type-094 и Type-096. В ежегодном докладе Пентагона о военной мощи КНР указано, что на верфях Поднебесной развернуто производство усовершенствованных АПЛ Type-093S, и четыре такие лодки поступят в ВМС Китая в ближайшие пять лет. Согласно другим источникам уже не в США, а в Азии к 2020 году Китай может принять в боевой состав шесть атомных подлодок Type-093S и две новых Type-095S.

...Создание ракето-торпеды «Шквал» начинается с постановления СВ №111-463 1960 года. Главный проектировщик ракето-торпеды – НИИ №24, сегодня известный как ГНПП «Регион». Эскиз проекта подготовили к 1963 году, тогда же проект утверждают к разработке. Проектные данные новой торпеды:
- дальность применения до 20 километров;
- скорость на марше почти 200 узлов (100 метров в секунду);
- унификация под стандартные ТА.

Принцип применения «Шквала»

Применение данной подводной ракеты заключается в следующем: носитель (корабль, береговая ПУ) при обнаружении подводного или надводного объекта отрабатывает характеристики скорости, дистанции, направление движения, после чего отправляют полученную информацию в автопилот ракето-торпеды. Что примечательно – ГСН у подводной ракеты нет, она просто выполняет программу, которую задает ей автопилот. Вследствие этого ракету невозможно отвлечь от цели различными помехами и объектами.

Испытания скоростной ракетной торпеды

Испытания первых образцов новой ракето-торпеды начинаются в 1964 году. Испытания проходят в водах Иссык-Куля. В 1966 году начинаются испытания «Шквала» на Черном море, возле Феодосии с дизельной подлодки С-65. Подводные ракеты постоянно дорабатываются.

В 1972 году очередной образец с рабочим обозначением М-4 не смог пройти полного цикла испытаний из-за неполадок в конструкции образца. Следующий образец, получивший рабочее обозначение М-5, успешно проходит полный цикл испытаний и постановлением совета министров СССР в 1977 году под шифром ВА-111 ракето-торпеда принимается на вооружение Военно-Морского Флота.

Интересно

В Пентагоне на конец 70-х годов в результате проведенных расчетов ученые доказали, что большие скорости под водой технически невозможны. Поэтому военное ведомство Соединенных Штатов относилось к поступающей информации о разработках в Советском Союзе высокоскоростной торпеды из различных разведывательных источников как к спланированной дезинформации. А Советский Союз в это время спокойно завершал испытания ракето-торпеды. На сегодня «Шквал» признан всеми военными экспертами как оружие, не имеющее аналогов в мире, и состоит почти четверть века на вооружении советско-российского ВМФ.

Принцип действия и устройство подводной ракеты «Шквал»

В середине прошлого столетия советские ученые и конструкторы создают совершенно новый вид вооружения — высокоскоростные кавитирующие подводные ракеты. Используется инновация – подводное движение объекта в режиме развитого отрывного обтекания. Смысл данного действия – создается воздушный пузырь вокруг корпуса объекта (парогазовый пузырь) и, вследствие падения гидродинамического сопротивления (сопротивления воды) и применения реактивных двигателей, достигается требуемая подводная скорость движения, превышающая в разы скорость самой быстрой обычной торпеды.

Использование новых технологий при создании высокоскоростной подводной ракеты стало возможным благодаря фундаментальным исследованиям отечественных ученых в области:
- движения тел при развитой кавитации;
- взаимодействия каверны и реактивных струй разного типа;
- устойчивости движения при кавитации.

Исследования по кавитации в Советском Союзе начинают активно прорабатываться в 40-50-х годах в одном из филиалов ЦАГИ. Руководил данными исследованиями академик Л.Седов. Принимал активное участие в исследованиях и Г.Логвинович, ставший позже научным руководителем в разработке теории прикладных решений по вопросам гидродинамики и кавитации применительно к ракетам, использующим в движении принцип кавитации. Как итог данных работ и исследований советские конструкторы и ученые нашли уникальные решения для создания подобных высокоскоростных подводных ракет.

Для обеспечения высокоскоростного подводного движения (около 200 узлов) требовался и высокоэффективный реактивный двигатель. Начало работ по созданию такого двигателя — 1960-е годы. Они проходят под управлением М.Меркулова. Завершает работы в 70-х годах Е.Раков. Параллельно с созданием уникального двигателя проходят работы по созданию уникального топлива для него и конструкции зарядов и производственных технологий для массового изготовления.

Двигательной установкой становится гидрореактивный прямоточный двигатель. Для работы используется гидрореагирующее топливо. Импульс данного двигателя был в три раза выше современных ракетных двигателей того времени. Он достигался применением забортной воды в качестве рабочего материала и окислителя, а как топливо использовали гидрореагирующие металлы. Кроме того, для высокоскоростной подводной ракеты создавали и автономную систему управления, которая была создана под управлением И.Сафонова и имела переменную структуру. АСУ использует инновационный способ управления подводным движением ракето-торпеды, он обусловлен наличием каверны.

Дальнейшее развитие ракето-торпеды — увеличение скорости движения, становится затруднительным из-за значительных нагрузок гидродинамического типа на корпус изделия, а они вызывают нагрузки вибрационного типа на внутренние элементы аппаратуры и корпуса.

Создание ракето-торпеды «Шквал» потребовало от конструкторов быстрого освоения новых технологий и материалов, создания уникальной аппаратуры и оборудования, создания новых мощностей и производств, объединения различных предприятий многих отраслей промышленности. Руководство всем осуществлял министр В.Бахирев со своим заместителем Д.Медведевым. Успех отечественных ученых и конструкторов в воплощении новейших теорий и неординарный решений в первой в мире высокоскоростной подводной ракете явилось громадным достижением Советского Союза.

Это открыло возможность для советско-российской науки успешно развивать данное направление и создавать перспективные образцы новейшего оружия с высочайшими характеристиками движения и поражения. Высокоскоростные подводные ракеты кавитирующего типа имеют высокую боевую эффективность. Она достигается за счет огромной скорости движения, что обеспечивает максимально короткое время достижения ракетой цели и доставки к ней боевой части.

Использование ракетного вооружения под водой без ГСН значительно затрудняет противнику возможность осуществления противодействия данному типу вооружения, что позволяет использовать его в арктическом районе подо льдами, т.е., полностью сохраняет положительные стороны обычных ракет. Ракето-торпеды «Шквал» после принятия на вооружение существенно повысили боевой потенциал ВМФ Советского Союза, а после и Российской Федерации. В свое время была создана экспортная модификация высокоскоростной подводной ракеты «Шквал» — «Шквал-Е». Экспортный вариант поставлялся в ряд дружественных государств.

Дополнительная информация – иранский «Шквал»

В 2006 году Иран проводит учения в Оманском и Персидском заливах, которые вызывают «возмущения» в военных кругах НАТО. А после испытаний высокоскоростной подводной ракеты Пентагон не на шутку встревожился и был готов к применению «акции устрашения». Но вскоре появляется информация, что иранские высокоскоростные подводные ракеты «Hoot» — копия советской «Шквал». По всем характеристикам и даже по внешнему виду — это российская ракето-торпеда «Шквал».

Из-за малой дальности ракету не относят к наступательному виду вооружения. Но применение её в Оманском и Персидском заливах будет для Ирана очень эффективным из-за достаточно небольших размеров проливов. Данное вооружение позволит полностью блокировать выход из Персидского залива, а ведь через него проходит большая часть нефти из региона. По мнению некоторых военных экспертов, советско-российская ракета «Шквал» попала в Иран из КНР. Китай получил «Шквал» от Советского Союза еще в 90-х годах.

Основные характеристики:
- масса – 2,7 тонны;
- калибр – 533,4 мм;
- длина — 800 см;
- дальность пуска — до 13 км;
- маршевая глубина — 6 метров;
- возможная глубина старта — до 30 метров;
- вес БЧ не меньше 210 килограмм.

В настоящее время подводная ракета «Шквал» в ВМФ РФ не используется. «Шквал» может быть обеспечен боеголовкой с ядерным зарядом (вес ядерной БЧ – 150 кг), что переводит «Шквал» в класс тактического ядерного вооружения...

Россия использует роковую уязвимость у враждебных ей атлантических держав.

Фундаментальный принцип геополитики — противостояние континентальных и морских держав, подтолкнул Россию к идее использовать естественную уязвимость своих противников. Близость к побережью крупных городских агломераций Великобритании и США делает их отличной мишенью для ядерной атаки из морских глубин. В случае противостояния с Россией первыми обратятся в пепел Лондон, Нью-Йорк и Сан-Франциско.

О том, что Россия разрабатывает подводный ядерный дрон 17 января написала лондонская The Times. Издание ссылается на доклад «Обзор ядерного потенциала», опубликованный Пентагоном в начале месяца. Ранее США отказывались признавать скорое появление у России такого оружия. Документ уже направлен Дональду Трампу, который использует его для подготовки ежегодного послания Конгрессу «О положении в стране». Судя по докладу, положение США неважное.

Смертоносное российское оружие «Статус-6» фигурирует в диаграмме под названием «Новые ядерные средства доставки за последнее десятилетие». Речь идет, по сути, о беспилотнике традиционной для торпеды сигарообразной формы. Ее скорость может достигать 100 узлов, а примерная дальность — 10 тысяч километров. Мощность ядерной боеголовки — до 100 мегатонн. Нью-Йорк придется строить заново, если будет кому…

По информации Defense News, автономная торпеда Ocean Multipurpose System Status-6, получившая в Пентагоне наименование KANYON, была удачно испытана в ноябре 2016 года. Ядерный беспилотник был запущен с подлодки класса «Саров». Вообще же, он предназначен для запуска как минимум с двух различных классов атомных подводных лодок, включая «Антей».

Готовясь к возможной войне, Россия все же желает мира. Если технические детали создаваемой «Статус-6» держались в секрете, то сам факт ее разработки, напротив, был «засвечен» для потенциального противника. Вдруг одумается? В 2015 году на совещании у Владимира Путина телекамера выхватила из-за плеча присутствующего генерала лист с презентацией подводного беспилотника.

Это оружие, сказано в презентации, «гарантирует смертоносный урон территории нескольких стран, создание зон радиоактивного загрязнения, непригодных для осуществления военной, экономической и какой-либо другой деятельности в течение длительного времени». Слова Дмитрия Пескова о том, что «некоторые секретные данные попали в объектив камеры» убедил скептиков, что это вовсе не блеф.

Конечно, Соединенные Штаты располагают системами противолодочной обороны: гидроакустической SOSUS, а также ASW и UUV. Однако, как и любая защита, они имеют свои уязвимости. Успешное их преодоление и есть задача российских военных инженеров. Снабженный искусственным интеллектом «Статус-6» способен поразить цель даже если связь с командным пунктом будет потеряна.

Отметим, что программа разработки ядерных торпед была принята в СССР сразу после войны — в 1949 году. Однако, позже, в связи с более высокой эффективностью межконтинентальных ракет она была свернута. Одним из авторов идеи атаки на американское побережье был физик-ядерщик Андрей Сахаров. В том числе ради этой идеи на Новой Земле в 1961 году взорвали «Царь-бомбу» мощностью 57 мегатонн.

Сейчас, с учетом американской концепции быстрого глобального удара тема вновь стала актуальной. О том, что Россия найдет на это адекватный и неожиданный ответ недавно говорил Владимир Путин.

Военный эксперт, редактор сайта MilitaryRussia Дмитрий Корнев отмечает, что описанное выше применение подводного беспилотника лишь один из вариантов использования подобных аппаратов.

— В России есть целая программа развития беспилотных средств для работы под водой. Эти работы еще на бумаге велись в СССР в 1980-е годы. Есть несколько направлений. В целом, речь идет о создании необитаемого подводного средства с ядерной силовой установкой, которое может действовать с подводных носителей, на удалении в несколько тысяч километров и выполнять самые разные функции.

Одну из таких функций, описал чуть больше года назад известный исследователь истории подводных сил и специальных операций англичанин H. I. Sutton. Речь шла о создании с помощью этих самых роботизированных средств системы подводных эхолотов в Арктике. Эти агрегаты приплывают в заданный район и ставят на дне эхолот, потом в другом месте… Постепенно эти эхолоты связываются в сеть. Такая система позволяет контролировать подводную обстановку на больших территориях. Цели могут быть любые, как военные, так и гражданские. Любопытно, что англичанин взял информацию из открытых источников.

Точно такое же роботизированное техническое средство может быть оснащено мегатонного класса ядерной боеголовкой и выполнять совершенно другие функции. То есть, основа одна и та же, но методы и цели могут быть разные.

«СП»: — Как шасси мощного автомобиля можно использовать как в гражданских, так и военных целях?

— Да, примерно так. Первое появление «Статуса-6» как носителя мегатонных боеголовок — это слив, который случился на совещании у президента. Качество съемки там было не очень, но коллективный разум восстановил полную картину. Конечно, такие вещи случайно не происходят. Это было сделано, думаю, для того, чтобы показать, что у нас тоже есть «кузькина мать». Такой заряд обеспечивает и физическое поражение побережья взрывной волной и микроцунами и радиактивное загрязнение местности.

Есть еще третье применение такого подводного аппарата. Он может нести на себе несколько крылатых ракет, противокарабельных или по наземным целям. И во время «Ч» произвести их запуск из подводного положения. Ну, или подвсплыть и запустить ракеты как обычная подлодка. Точной информации о том, разрабатывется ли такая штука, нет, но в среде военных аналитиков вероятность такого использования обсуждалась.

«СП»: — Информации о проекте действительно мало. Даже про испытания ничего неизвестно за исключением самого факта…

— Исследования подводных аппаратов, которые являются прототипом системы «Статус-6» уже несколько лет ведутся в Северодвинске. Их запускали с подлодки «Саров». Лодка оснащена двумя, а может быть и одним пусковым устройством, поскольку аппараты достаточно большие по размерам — диаметр около 1,5 метров. Из-за этого пусковые устройства, конечно же, одноразовые. «Сарову» в испытаниях помогает корабль «Звездочка», оснащенный специальными кранами и роботизированными средствами подъема грузов со дна, и специальные баржи.

Правда, по западным оценкам от испытаний прототипа до боевого образца системы «Статус-6» может пройти еще несколько лет.

«СП»: — Насколько вероятно преодоление «Статусом-6» американской противолодочной обороны?

— Тут ситуация выгодная для атакующей стороны. Аппарат необитаемый и если он идет на глубине до одного километра, то с высокой долей вероятности он проходит ниже уровня контроля любых систем ПЛО. Ведь подлодки ходят на глубине до 200 метров. Звук с большей глубины наверх не проникает. Фактор скорости движения тут вторичен. Если тебя никто не видит, то скорость не так важна.

Кроме того, развертывание данных аппаратов может произойти в мирное время. А затем они будут ждать команды. Поэтому их поиск и уничтожение будет сложной задачей.

http://army-news.ru/2018/01/status-6-yadernyj-dron-prevratit-v-pepel-london-i-nyu-jork/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

http://army-news.ru/2012/04/podvodnaya-raketo-torpeda-va-111-shkval/
http://lenta.ru/news/2014/08/28/cavitation/

http://www.rg.ru/2014/11/13/shkval.html

Послесловие

Конечно, более интересной выглядила бы новость о доработки ракеты "Шквал" в многоступенчатую торпеду, с возможностью сверхзвукового передвижения под водой на тысячи километров.

Просмотров: 880 | Добавил: Валерий | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]