Неандертальцы вымерли сами.
Новая датировка останков неандертальцев в Мезмайской пещере на юге Апшеронского района Кубани показывает, что они исчезли из этих мест раньше, чем могли вступить в конкуренцию с нашими предками. Об этом сообщает Daily Mail со ссылкой на журнал Proceedings of the National Academy of Sciences («Труды Национальной академии наук США»). Подобный вывод можно распространить практически на всю Европу, полагают учёные.

До сих пор считалось, что неандертальцы (Homo neandertalis) на юге современной России вымерли около 30 тыс. лет назад. Именно этим временем были датированы их самые поздние останки и предметы материальной культуры – орудия труда, захоронения и т.д. Однако археологи из Университетского колледжа Корка (University College Cork), Ирландия, применив к костям ребёнка-неандертальца из Мезмайской пещеры новейший радиоуглеродный метод датировки, показали, что его возраст составляет около 39700 лет, – почти на 10 тыс. лет больше, чем считалось ранее.

Поскольку более поздних останков неандертальцев на территории России не найдено, можно утверждать, что именно эту, уточнённую дату и следует считать примерным временем их вымирания. Между тем, наши предки-кроманьонцы пришли в эти места всего за пару сотен лет до того, а потом продвинулись на север и расселились по всей Восточно-Европейской равнине. Напрашивается вывод о том, что прежнее представление о насильственном вытеснении неандертальцев кроманьонцами в корне неверно: у них просто не хватило бы времени на сколько-нибудь серьёзную конкуренцию. Видимо, неандертальцы вымерли в основном сами – предположительно, из-за изменения климата, к которому наши предки с их более совершенными орудиями были приспособлены лучше.

«Теперь становится гораздо яснее, что неандертальцы и анатомически современные люди практически не сосуществовали на Кавказе и что подобным же образом обстояли дела в большинстве других регионов Европы, – говорит Рон Пинхаси (Ron Pinhasi), ведущий автор исследования. – Многие сделанные до сих пор датировки позднейших следов присутствия неандертальцев в Европе сомнительны».

Очередная находка и сенсация в палеоархеологии. Возможно первыми, кто начал строить сооружения из бивней и костей мамонтов, были не "разумные люди" каменного века, а считавшиеся более примитивными неандертальцы. Правда, ученые никак не могут сойтись во мнении, могли ли неандертальцы строить жилища из костей, или же выбрасывали их на помойку.

Археолог Летиция Деме (La?titia Demay) из парижского Национального музея естественной истории (Mus?um National d'Histoire Naturelle) и ее коллеги считают, что примерно 44 тысячи лет назад эти, как их называли в советской науке палеоантропы, создали большое кольцеобразное сооружение, состоящее из 116 костей и клыков. На площади в 40 квадратных метров были забиты и съедены мамонты и другие животные. Вполне вероятно, сообщают исследователи на страницах интернет-журнала Quaternary International, костные останки могли послужить основанием для деревянного здания или в качестве защиты от холодного ветра.

Хижины из костей мамонтов, обнаруженные ранее в Западной Азии, как считалось, создавались видом "человека разумного" в период от 27,5 до 15 тысяч лет назад. Нынешняя находка, которая, возможно, имеет отношение к неандертальцам, расположена в Молодове на Украине, где раскопки ведутся с 1950-х годов. Форма сооружения из костей мамонтов, возведенного здесь неандертальцами, совсем не похожа на более поздние хижины Homo sapiens, утверждает соавтор исследования Стефан Пэан (St?phane P?an), также представляющий Национальный музей естественной истории.

Возможно, эти методы строительства развивались самостоятельно и независимо друг от друга, информирует интернет-портал Science News. На протяжении десятков лет ученые спорят о том, строили ли неандертальцы из Молодова жилища из костей или разбрасывали их, как ненужный хлам. Американский археолог из Колорадского университета в Боулдере Джон Хоффекер (John Hoffecker) предполагает, по крайней мере, наличие сооружения как средства спасения от пронизывающих холодных ветров.

Подобное кругообразное сооружение из костей примерно того же возраста было обнаружено также на территории Чехии. Пока затруднительно однозначно ответить, кто жил в Молодове в ту эпоху. Человек разумный добрался до Европы около 45 тысяч лет назад. Сделанные в последнее время открытия показали, что у первых поселенцев имелись каменные орудия, подобные раскопанным в Молодове и которые традиционно приписывались неандертальцам. К сожалению, никаких останков в Молодове не было найдено, что, на взгляд Хоффекера, значительно затрудняет ответ на вопрос об обитателях этого места...

Неандертальцы не были подвидом современного человека, как считают некоторые ученые, а были отдельным видом. Этот вывод антропологи опубликовали в журнале The Anatomical Record.

Вывод стал результатом сравнительного исследования носов — неандертальцев и современных людей. Для этого ученые обмерили все доступные черепа и использовали специальную систему, которая создает трехмерное цифровое изображение внутреннего устройства носовой полости.

Почему антропологов заинтересовал нос? Есть гипотеза, что устройство носа неандертальцев не позволило им жить при похолодании климата, и климат стал основной причиной их исчезновения. К такому заключению привело сравнение носов неандертальцев, эскимосов и современных европейцев, которые могут жить в холодном климате.

Новое исследование показало, что верхние дыхательные пути неандертальцев функционировали по другим правилам. План устройства тела неандертальцев отличается от такового у современного человека, так что их следует окончательно признать разными видами.

Что касается причин вымирания неандертальцев, то ученые склоняются к гипотезе, что их погубил не климат, а конкуренция с современным человеком.

Просмотров: 1274 | Добавил: Валерий | Рейтинг: 0.0/0