Молекулярный мотор.

Физикам из Школы искусств и наук университета Тафта (Tufts University's School of Arts and Sciences) вСША удалось создать электромотор, состоящий всего из одной молекулы. Об этом говорится в статье учёных, опубликованной в Nature Nanotechnology — приложении к журналу Nature, посвященном нанотехнологиям.

Для создания этого наномотора американские учёные использовали имеющийся у них в университете низкотемпературный сканнирующий туннельный микроскоп (low-temperature scanning tunneling microscope, LT-STM), один из всего 100, работающих в Соединённых Штатах. Такие микроскопы используют электроны, а не частицы света — фотоны — чтобы «видеть» вещество на атомном и субатомном уровне.

Физики использовали металлическую насадку на объективе микроскопа, чтобы передать заряд молекуле бутилметилсульфида, помещённую на проводящую ток медную пластинку. Эта серосодержащая молекула имеет по краям два углеводородных отростка: одна «рука» включает четыре атома углерода (С), в то время, как другая — один. Подводя к молекуле ток, можно заставить молекулу вращаться вокруг кристаллической решётки своего медного основания, подобно пропеллеру. Регулируя температуру, можно изменять скорость вращения. Таким образом получается мотор, имеющий в ширину всего чуть больше 1 нанометра (нм).

По словам доктора Чарльза Сайкса (Charles H. Sykes), ведущего автора исследования, в будущем такие наномоторы смогут найти себе применение в медицине, направляя ток жидкостей по микротрубочкам, или в портативной электронике, такой, как мобильные телефоны.

Научные сотрудники университета Тафта намерены внести своё творение в Книгу рекордов Гиннеса, как самый маленький мотор в мире. До сих пор самым маленьким считался мотор шириной в 200 нм.

Как сообщал «Вокруг света», в 2009 году специалисты компании Qinetic сумели изготовить мотор величиной в два человеческих волоса (¼ мм), работавший на принципе пьезоэффекта. На его основе учёные рассчитывали создать микроробота, который был бы способен перемещаться по кровеносным сосудам человека.

Просмотров: 1004 | Добавил: Валерий | Рейтинг: 0.0/0