Марсу угрожает Комета
Астрономы предсказывают, что на Марсе в октябре 2014 года может произойти катастрофа планетарного масштаба — с Марсом может столкнуться комета C/2013 A1, что приведет к взрыву мощностью 20 миллиардов мегатонн в тротиловом эквиваленте, говорится в сообщении, опубликованном на сайте российской обсерватории ISON-NM.

... Марс четвертая от Солнца планета. Из-за своего цвета, заметного даже невооруженным глазом, часто называется Красной планетой. Планету Марс в древности назвали в честь бога войны за свой кроваво-красный цвет, который сразу же бросается в глаза и еще более заметен при наблюдениях в телескоп. Во времена Пифагора (VI в. до н.э.) греки называли эту планету «Фаэтон», что означает «блистающий, лучезарный», Аристотель (IV в. до н.э.) назвал Марс «Аресом» по имени бога войны. Марс - одна из планет земной группы, с диаметром (6788 км) немного больше половины диаметра Земли.

Марс движется вокруг Солнца по эллиптической орбите со средним расстоянием от Солнца 228 млн км, период обращения 687 суток, период вращения вокруг оси 24 ч 37 мин 22,58 с (соль – марсианские «сутки» составляют 24 час 39 мин 35 сек). Плоскость орбиты наклонена к плоскости эклиптики под небольшим углом (1° 51'). Минимальное расстояние от Солнца примерно 206,6, максимальное — 249,2 млн. км; из-за этого различия количество поступающей от Солнца энергии варьируется на 20-30%.

Предполагают, что несколько миллиардов лет назад на Марсе была атмосфера плотностью 1–3 бар; при таком давлении вода должна находиться в жидком состоянии, а углекислый газ должен испаряться. Мог возникнуть парниковый эффект (как на Венере ), могли протекать реки, которые и оставили русла, наблюдаемые в настоящее время. Особенностью марсианских рек была их взаимосвязь с явлениями, похожими на карст, – уход под поверхность в какой-нибудь точке.

Но Марс постепенно терял атмосферу из-за своей малой массы. Парниковый эффект уменьшался, появилась вечная мерзлота и полярные шапки, которые наблюдаются и поныне. Вулканы Олимп и Альба, гора Аскрийская, Павлина и Арсия извергали лаву, вероятно, около 1,5 млрд. лет назад. В настоящее время не найдено ни одного действующего вулкана на Марсе. Следы вулканического пепла на склонах других гор позволяют предположить, что раньше Марс был вулканически активным.

Почитать      Вулканы

Поскольку наклон экватора к плоскости орбиты значителен (25,2°), на планете существуют заметные сезонные изменения (смена времен года, как и на Земле). Причем, изучив полученные аппаратом "Mars Global Surveyor” изображения северной полярной шапки, выяснилось, что планетарная ось Марса испытывает периодические колебания, и орбита его тоже время от времени смещается, что, как и на Земле, может приводить к возникновению марсианских "ледниковых периодов".

По оценкам учёных, возраст этой шапки составляет "всего" пять миллионов лет. Именно тогда произошло последнее смещение по орбите, из-за которого начался последний ледниковый период. С Землёй происходят похожие вещи, но в куда меньшей степени, поскольку стабилизирующее действие оказывает гравитационное поле Луны. У Марса же такой "стабилизатор" отсутствует, поэтому его ось может отклоняться от своего обычного положения на целых 47 градусов.

Марс имеет два маленьких естественных спутника - Фобос и Деймос, которые находятся близко к планете на почти круговых орбитах, лежащих в экваториальной плоскости. Увидеть их с Земли очень трудно. Они настолько отличны от Марса, что, вполне вероятно, представляют собой захваченные астероиды...

Почитать     Астероиды

Комета C/2013 A1 (Siding Spring) была открыта в начале 2013 года астрономами австралийской обсерватории Сайдинг-Спринг. Согласно расчетам, 19 октября 2014 года, в 04.20 по Гринвичу она пройдет на расстоянии около 0,0007 астрономической единицы (105 тысяч километров) от центра Марса. «Текущие показатели неопределенности орбиты кометы вполне допускают и сценарий столкновения, хотя вероятность подобного события мала», — говорится в сообщении.

Почитать      Кометы
                  Комета ISON

Комета движется по так называемой ретроградной орбите — практически в противоположную сторону по отношению к планетам Солнечной системы. Поэтому скорость столкновения кометы с планетой будет чрезвычайно высокой — около 56 километров в секунду. Согласно нынешним оценкам, размер ядра кометы составляет около 50 километров. Энергия взрыва при столкновении может достичь 20 миллиардов мегатонн, а на месте падения останется кратер диаметром 500 километров.

Самым интересным последствием этого столкновения могут стать изменения в климате Марса, которые создадут на этой планете условия близкие к земным, рассказал  австралийский астроном Роберт Мэтсон. По его словам, удар поднимет в атмосферу гигантское количество пыли, испарятся огромные объемы водяного льда, и все это приведет к глобальному потеплению.

В сообщении подчеркивается, что этот прогноз базируется на текущих измерениях и с поступлением новых данных, будет уточняться. Однако уже сейчас понятно, что близкий пролет кометы рядом с Марсом состоится. В этот момент яркость кометы на марсианском небе может достигать —8 звездной величины (звездная величина полной Луны составляет —12,7). Можно надеяться, что комету сможет снять марсианский орбитальный зонд MRO.

Комета C/2013 A1 Сайдинг-Спринг пролетит невероятно близко от Марса — на расстоянии всего 139 500 километров. Скорость кометы — 202 тысячи км/ч, а потому специалисты NASA обеспокоены тем, что она может вывести из строя некоторые орбитальные аппараты.

Чтобы избежать этого, ученые уведут с пути кометы автоматическую межпланетную станцию Mars Reconnaissance Orbiter и искусственный спутник Mars Atmosphere and Volatile Evolution. Основную опасность для них представляет не ядро кометы, а ее хвост из камней и пыли.

По результатам моделирования, опасность все же не так велика, как первоначально предполагалось. Наибольший риск для орбитальных космических аппаратов ожидается примерно через 90 минут после максимального сближения ядра кометы с Марсом и продлится в течение 20 минут.

Орбитальные аппараты, тем временем, должны собрать все возможные данные о размере, траектории и составе кометы Сайдинг-Спринг.

...Комета Сайдинг-Спринг (Siding Spring, C/2013 A1) 19 октября прошла на расстоянии 140 тыс. км от Марса — это менее половины дистанции между Луной и Землей. Об этом сообщило NASA.

Комета была открыта астрономом Робертом Макнотом в январе 2013 года и получила имя по названию обсерватории в Австралии.

Считается, что она прибыла из Облака Оорта — сферической области на периферии Солнечной системы, служащей источником долгопериодических комет. Как отметило NASA, это будет первая прилетевшая оттуда комета, которую специалисты смогут изучить вблизи с помощью космических аппаратов.

Ученые аэрокосмического управления назвали сближение Сайдинг-Спринг и Марса «космическим подарком». «Исследователям будет предоставлена беспрецедентная возможность собрать информацию о комете и ее воздействии на атмосферу Марса», — отмечает космическое ведомство.

«Для этого будут использованы все имеющиеся в нашем распоряжении научные приборы», — сообщил помощник директора NASA Джон Грансфелд. По его словам, за кометой будут следить сразу несколько аппаратов, находящихся на марсианской орбите, марсоходы Curiosity и Opportunity, продолжающие свое путешествие по Красной планете, а также наземные и космические телескопы, включая знаменитый Hubble.

Ученые рассчитывают получить данные о размерах и составе ядра кометы, его газово-пылевой оболочки — комы, а также хвоста. По их мнению, это должно расширить представление о происхождении и эволюции Солнечной системы, сформировавшейся 4,6 млрд лет назад.

Комета Siding Spring, прошедшая мимо Марса 19 октября, оказала на планету воздействие, которого не предполагали ученые — облако из пыли и газа, окружающее комету, задело марсианскую атмосферу, вызвало метеоритный дождь и привело к изменению ионосферы планеты, сообщает НАСА.

Данные, полученные с находящихся на орбите Марса космических аппаратов MAVEN, MRO и Mars Express, показали, что пылевое облако кометы добавило мощный слой ионов в ионосферу планеты. Ученые смогли установить прямую связь между метеоритными осколками и формированием временного слоя ионов. Подобное явление удалось наблюдать впервые, говорится в материалах НАСА.

Пыль от кометы Siding Spring испарилась в атмосфере Марса, вызвав впечатляющий метеоритный дождь, сообщает НАСА. Осколки его привели к значительным временным изменениям в верхних слоях атмосферы и, возможно, к долгосрочным эффектам, считают ученые.

...Возможно такое близкое прохождение кометы "расшевелит" атмосферу Марса в нужное для человечества состояние...

По словам директора планетологического подразделения НАСА Джима Грина, это историческое событие позволило ученым детально рассмотреть быстро движущуюся комету.

Космический аппарат MAVEN позволил также определить состав пыли от кометы в атмосфере Марса, сообщили в агентстве. Анализ выявил содержание в ней восьми различных типов ионов металлов, среди которых натрий, магний и железо.

Таким образом, ученые впервые смогли напрямую изучить состав пыли кометы, прилетевшей из Облака Оорта, в которой, по их мнению, содержатся вещества, оставшиеся после формирования Солнечной системы.

Просмотров: 2183 | Добавил: Валерий | Рейтинг: 5.0/1