10:30 Мандала. |
МАНДАЛА (санскр. – «круг», «диск», «сфера»), сакрализованный графический символ сложной структуры, основная магическая диаграмма, широко используемая в буддийском и индуистском тантризме как наглядное пособие для созерцательной практики. Как правило, это круг с вписанным в него квадратом и четырьмя буквами Т – образ-план Небесного города, где живут "боги”, это пиктограмма космогонических мифов, в основе которых лежит истинное знание. По окружности могли изображаться символы созвездий и планет, сторон света, стихий и т.д. В центре изображался магический предмет или слова – вызовы – имена. Мандала – Твердыня Космоса имеет огненный защитный круг, который олицетворяет собой знание, которое сжигает неведение. В Тибете мандала выполняется из цветного песка или перемолотых драгоценных камней. Если цель, для которой складывалась мандала, достигнута, её стирают. Только так может быть построена новая мандала. Последнее целостное изображение мандалы, говорят, было уничтожено в 1959 году, когда Тибет оккупировала армия Китая. Тибет – последний культурный оплот, где искусство мандалы практиковалось на уровне силы, целостности, красоты. Возможно, теперь мандала готова к возрождению в другой части Земли, чтобы начать новый цикл развития. Историко-культурные истоки мандалы объясняются исследователями по-разному. Некоторые связывают ее происхождение с планировкой архаических мегалитических сооружений культового предназначения, другие соотносят с параллельными символами мироздания (типа китайских бронзовых зеркал Ханьского периода), третьи – с шаманскими бубнами с нарисованными на них картами мира. Постижение широты вселенной и достижение ее духовной глубины совпадают в мандале, порождая становление самого субъекта «мандалического созерцания» в качестве центра мира, аккумулирующего его сакральную энергию посредством слияния с центрообразующим божеством. Конкретно-исторические истоки мандалы связаны с ведийским ритуалом яджни и в еще большей мере с неведийским ритуалом пуджи (ранние свидетельства о котором содержатся в Натьяшастре), где мандала становится основным способом организации сакрального пространства. Четыре стороны света, составляющие круг «мандалической географии», были снабжены хранителями мира локапалами: восток – Индрой, запад – Варуной, юг – Ямой, север – Куберой (постепенно они дополнялись стражами и промежуточных сторон). Из раннеиндуистской культуры мандала была заимствована буддизмом, который оказал обратное влияние на ее использование в классическом индуизме; по мере распространения неклассического буддизма за пределами Индии она стала достоянием Тибета, Центральной Азии, Монголии, Китая, Японии, Юго-Восточной Азии (согласно менее признанной точке зрения, мандала возникла в Тибете и затем была перенесена в Индию). Мнение непосвященного. Рассматривая мандалу невольно хочется понять, почему такое сооружение проживает только определенное время и в чем сущность пиктограммы. Нет сомнения в том, что со временем мандала усложнялась, так как первоначальные ее рисунки более простые. Практически сразу видно, что для того чтобы постигнуть мандалу знаний необходимо пройти несколько степеней просвещения. По- видимомо путь постижения лежит от ценра мандалы к ее переферии. Поэтому пиктограмму следует рассматривать, как духовное восхождение по ступеням познания. Отчетливо просматриваются на каждой стороне два Т- образных перехода один большой, другой меньший в области постижения знаний. Далее квадрат окружает дивный сад, возможно это своего рода "нирвана" постижения истины. Затем в распоряжение адепта есть выбор. Если продолжить путь, то возможно постижение сущности стихий Воды, Огня и Воздуха. Внешний разноцветный круг, прохождение понятия сущности Космоса. За всем этим лежит и сам Космос. Немного смущает четырехстороннее построение мандалы, но в этом видимо и изображена структура нашего четырехмерного пространства. Где каждая сторона соответствует определенному измерению, а так как выполнение мандалы по граням соорентировано в пространстве на Восток- Запад и Юг- Север. То это уже напрямую связано с движением планет. И таким образом можно пологать, что и размещение векторов пространственных измерений могут иметь прямую связь и непосредственную ориентацию по граням мандалы. Если это так, то по своей значимости измерения пространства равнозначны. Они расположены в равномерно поделенном квадрате , но по природе и сущности они отличны, так как цветовые гаммы граней не идентичны. Хотелось бы добавить сюда, найденный в интернете рисунок пиктограммы. |
|
Всего комментариев: 3 | ||||
| ||||