Космические «Локомотивы»
Гиперскоростные звезды (HVS, Hyper-Velocity Stars), выделяющиеся огромными скоростями, приковывают к себе особое внимание ученых. Специалисты из Гарвард-Смитсонианского астрофизического центра в Кембридже (штат Массачусетс) провели детальный анализ звезд «позднего» спектрального класса В регионе DR4 обзора Sloan Digital Sky Survey (SDSS) площадью 1900 кв. градусов. В обзор была включена 61 звезда. Из них пять были отнесены к категории гиперскоростных (свыше 500 км/с). Возможно, у сверхскоростных звезд могут быть и планеты. Т.е. это может быть целая планетарная система и даже галактика. Теоретически пролет такой звезды вблизи Солнца мог бы полностью уничтожить нашу планетную систему — однако вероятность его ничтожно мала...

«Звезды разделяют огромные расстояния, и столкновение между звездами-»изгнанницами" и обычными звездами маловероятно", — полагает руководитель группы доктор Уоррен Браун (Warren Brown).

Как полагает ученые, вероятность гравитационного воздействия звезд-"путешественниц" на Солнечную систему также мала, если только они не приблизятся к ней на очень короткое расстояние, поскольку сверхскоростные звезды движутся так быстро, что не успеют оказать гравитационное воздействие на планеты.

Такие гиперскоростные звезды уже обнаружены в нашей Галактике. Это звезда с кодовым названием SDSS J090745.0+024507, которая удаляется от Млечного пути со скоростью в 667 км/с (это около 0,20 процента от скорости света). Чтобы покинуть галактическое пространство, достаточно скорости, вдвое меньшей, чем данная.

Почитать      Млечный Путь

За последние два года было открыто пять звезд-"изгнанниц", покидающих нашу Галактику. Предполагается, что их выбрасывает из Галактики сверхмассивная черная дыра, сообщает SpaceDaily. В этой связи возникает вопрос: есть ли планеты у таких звезд?

«Очень может быть, что у этих звезд есть планетарные системы, — полагает д-р Браун. — Если планеты вращаются вокруг сверхскоростных звезд, их движение по орбитам не будет зависть от скорости движения самой звезды». Однако, вероятность этого очень мала. «Планета могла погибнуть или „оторваться" от своей звезды еще на стадии взаимодействия с черной дырой», — полагает он. Даже вероятность появления сверхскоростной звезды в радиусе тысячи световых лет от Земли составляет всего 0,01%.

Началось все с исследования планет, находящихся около двойных звезд, которые, в свою очередь близко подошли к огромной черной дыре, расположенной в самом центре нашей Галактики. Данный объект именуется, как объект Стрелец A*, или SgrA*. Расчеты астрономов показали, что очень сильная гравитация, замеченная у черной дыры, имеет способность разбить эту пару звезд. Одна из них, таким образом, выйдет на другую орбиту, а другая улетит на высокой скорости.

Специалисты из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики и Дартмутского колледжа (Dartmouth College) определили: если у пары звёзд были планеты, то улетающее прочь звезда способно сохранить их у себя, а вот второй компаньон (остающийся у чёрной дыры), может их потерять.

Причём, его планеты в таком случае приобретают огромные скорости. Как правило, это 3000-4500 км/с, но при благоприятных условиях они могут разогнаться и до 13 400 км/с.

«Кроме субатомных частиц, я, не знаю, что ещё может покидать нашу Галактику так быстро, как эти беглые планеты», — говорит один из авторов исследования Идан Гинзбург (Idan Ginsburg)...

Уже в XXI веке начали открывать другие удивительно быстрые звезды. Они имеют скорости более 700 км/с. Этого достаточно, чтобы навсегда улететь из Галактики. Как же они смогли, так разогнаться?

Давайте побробуем разобраться, откуда звезда может получить скорость. Для этого другие объекты должны «поделиться» с ней импульсом. Обычно, чем массивнее объект, с которым происходит взаимодействие, тем проще разогнаться. В нашей Галактике самым массивным является черная дыра в ее центре, масса этого объекта составляет несколько миллионов солнечных. Если пара звезд подлетит достаточно близко к черной дыре, то из-за их гравитационного взаимодействия и обмена импульсом связь между звездами может разорваться и одна из них получит огромную скорость — до тысяч километров в секунду!

Сейчас известно несколько гиперскоростных звезд. Со скоростями выше 700 км/с они способны улететь далеко за пределы галактики (поскольку могут преодолеть ее притяжение). Например, одна такая звезда — НЕ 0437-5439 — летит в сторону ближайшей галактики — Большого Магелланова Облака.

Почти все гиперскоростные звезды находятся далеко от нас. Связано это, конечно же, с тем, что сам центр Галактики от нас очень далек, а вероятность того, что гиперскоростная звезда полетит прямо к нам, невелика. Но и в солнечной окрестности происходит, кое-что интересное. Невооруженным глазом на небе можно увидеть, так называемые убегающие звезды.

Это массивные (а потому и яркие) светила, которые двигаются относительно близких звезд со скоростями, часто превышающими 100 км/с. Считается, разогнаться они могли по двум причинам. С первой мы уже знакомы — это гравитационное взаимодействие с другими объектами.

Массивные звезды любят рождаться в скоплениях. Пока скопление не распалось, звезды располагаются довольно тесно, потому высока вероятность того, что итогом взаимодействия станет приобретение одной из звезд высокой скорости. Звезда при этом совершит гравитационный маневр, примерно такой, как искусственные спутники, которые мы, направляем к Сатурну или Меркурию, когда посредством взаимодействия спутника и планеты увеличивается их скорость, при пролете мимо Венеры или Марса.

Второй способ более интересный. Массивные звезды часто рождаются парами. Они кружат вокруг общего центра масс, пока одна не взорвется, как сверхновая. При этом звезда сбрасывает большую массу. Но, вторую звезду в паре удерживает, именно, эта масса! Если удалось скинуть более половины полной массы двойной звездной системы, то она распадается. Что почувствует вторая звезда? В тесной массивной двойной системе орбитальные скорости могут составлять сотни километров в секунду. Разорвав пару взрывом сверхновой, мы получим убегающую звезду. Путь, которой может пролегать и через Войды.

Убегающие звезды не покидают Галактику. Дело даже не в том, что скорости не слишком велики, а в том, что живут они недолго, ведь массивные звезды очень быстро пережигают запасы термоядерного топлива, а потому живут не миллиарды или десятки миллиардов лет, как маломассивные звезды, а всего лишь миллионы или десятки миллионов.

Получается салют: звезда взлетает высоко над диском галактики — и взрывается сверхновой. Образуется нейтронная звезда или черная дыра. Астрономы, изучающие пульсары (нейтронные звезды — источники периодических всплесков излучения), долгое время гадали: как же это некоторые из них в молодом возрасте могли забраться так высоко? А это не он забрался, а звезда, его породившая...

Кому же принадлежит рекорд? Это самые загадочные, самые интересные объекты — нейтронные звезды. Нейтронная звезда появляется после взрыва сверхновой. Ядро взорвавшейся массивной звезды коллапсирует, и в итоге мы имеем 20-километровый шарик с массой, превосходящей солнечную, с плотностью большей, чем у атомного ядра, со сверхсильным магнитным полем, со сверхсильной гравитацией, со сверхтекучестью и сверхпроводимостью в недрах.

При вспышке сверхновой почти мгновенно выделяется невероятно много энергии. Больше, чем Солнце излучит за всю свою жизнь (а это 10 миллиардов лет!). Крайне маловероятно, что в природе такие взрывы происходят абсолютно симметрично относительно центра звезды. А если взрыв не симметричен, то образующийся после вспышки объект получит «пинок» (по-английски это так и называют — kick), причем довольно чувствительный.

Шарик с массой, как у Солнца, можно разогнать до сотен и тысяч километров в секунду. Это не единственное объяснение сверхбыстрого движения нейтронных звезд. Первым механизм разгона нейтронной звезды из-за несимметричного взрыва сверхновой рассмотрел в 1970 году советский астроном Иосиф Шкловский.

Однако, затем были предложены другие возможные сценарии приобретения нейтронной звездой высокой скорости. Один из них был сформулирован Николаем Чугаем в 1984 году. Идея Чу гая такова: основную долю энергии взрыва сверхновой уносят нейтрино. Это очень легкие, очень трудноуловимые частицы. Но их много.

Нейтрино могут излучаться нейтронной звездой в виде двух струй. Опять-таки струи эти могут быть несимметричны. Это выглядит, как два противоположно направленных реактивных двигателя разной мощности. Если один двигатель намного мощнее другого, то мы снова сможем разогнать нейтронную звезду до большой скорости.

Есть и другие идеи, но итог таков, что нейтронные звезды довольно легко преодолевают отметку 1000 км/с. И такие случаи наблюдаются. Так было заявлено об обнаружении двух возможных рекордсменов. Сначала Джон Томсик (Tomsick) с соавторами заявил об обнаружении нейтронной звезды, чья скорость может быть близка к 3000 км/с. Но тут еще нужны проверки и подтверждения. А вот результат Аиды Кириченко из ФТИ имени Иоффе в Петербурге и ее коллег более надежен. Они измерили для другой нейтронной звезды — пульсара — скорость около 2000 км/с. Эта звезда, которая находится в нашей Галактике на расстоянии примерно 6500 световых лет от нас, тоже гипотетически может рассматриваться на роль космического «паровоза» — она обречена на межгалактические странствия.

Почитать     Пульсар- Хамелеон

Есть еще один удивительный механизм, позволяющий разгонять до сотен и даже тысяч километров в секунду гигантские объекты с массами в миллиарды солнечных- гравитационно-волновая ракета. Представим пару массивных звезд. О таких мы уже говорили. Вот они живут, по очереди взрываются, как сверхновые и порождают черные дыры. В некоторых случаях система может сохраниться. Например, если при каждом взрыве сбрасывалось менее половины текущей массы системы или если рожденная во взрыве черная дыра получила «пинок», направленный против орбитальной скорости. Что дальше? Черные дыры кружат вокруг общего центра масс и в полном согласии с общей теорией относительности излучают гравитационные волны.

Почитать     Антигравитация

Излучение должно происходить за счет чего-то. Богатств у пары черных дыр немного. Испуская гравитационные волны, они сближаются, орбита становится все более тесной. Итогом должно стать слияние. Именно для обнаружения всплесков гравитационных волн от таких событий в начале этого века построены детекторы LIGO (американский проект) и VIRGO (франко-итальянский проект).

И вот ученые из коллаборации LIGO официально подтвердили открытие гравитационных волн. Об этом было объявлено на пресс-конференции Национального научного фонда США в Вашингтоне.

По словам ученых, гравитационные волны были зарегистрированы 14 сентября 2015 года в 13:51 по московскому времени на двух детекторах-близнецах обсерватории LIGO.

Физики утверждают, что гравитационные волны возникли в результате слияния двух черных дыр и образования одной более массивной вращающейся черной дыры. Ранее столкновения двух черных дыр никогда не наблюдалось.

«Научное значение этого открытия огромно. Как и в случае электромагнитных волн, мы осознаем его в полной мере через некоторое время», — отметил профессор физического факультета МГУ, руководитель московской группы коллаборации LIGO Валерий Митрофанов.

В коллаборацию LIGO входит более 1000 ученых, из них восемь представляют физический факультет МГУ. Исследователям удалось зафиксировать гравитационные волны, пришедшие на Землю от катастрофы, произошедшей далеко во Вселенной. Открытие подтверждает предсказание, которое Альберт Эйнштейн сделал в 1916 году, и открывает новые возможности в изучении космоса...

Что именно открыли

Физики напрямую зарегистрировали гравитационные волны. Это произошло 14 сентября 2015 года в 05:51 утра по летнему североамериканскому восточному времени (13:51 по московскому времени) на двух детекторах обсерватории LIGO.

Они были порождены двумя черными дырами (в 29 и 36 раз тяжелее Солнца) в последние доли секунды перед их слиянием в более массивный вращающийся гравитационный объект (в 62 раза тяжелее Солнца). За доли секунды примерно три солнечные массы превратились в гравитационные волны, максимальная мощность излучения которых была примерно в 50 раз больше, чем от всей видимой Вселенной. Слияние черных дыр произошло 1,3 миллиарда лет назад (столько времени гравитационное возмущение распространялось до Земли).

Что важно

Во-первых, физики впервые напрямую зарегистрировали гравитационные волны. Ранее это удавалось сделать лишь косвенным путем, наблюдая за потерей энергии пульсарами. Во-вторых, общая теория относительности, сформулированная в 1915 году Альбертом Эйнштейном, снова была подтверждена. В-третьих, ученые еще раз доказали существование черных дыр. Эксперименты физиков отлично объясняются современными теоретическими моделями.

В-четвертых, физики продемонстрировали астрономам возможности исследования космоса при помощи гравитации. До сих пор основную информацию о далеких объектах ученые получали в электромагнитных диапазонах (оптическом, рентгеновском, инфракрасном и ультрафиолетовом). Основная инициатива создания LIGO исходила от физиков, тогда как астрономы предпочитали продолжать исследования космоса консервативными методами.

Зачем открыли

Повышение чувствительности гравитационно-волновых антенн может привести к открытию множества источников волн пространства-времени. С этой целью могут быть модернизированы существующие гравитационные обсерватории и открыты новые. Прогресс в зарождающемся новом способе исследования космоса ограничивает стоимость гравитационных обсерваторий (LIGO обошлась примерно в 370 миллионов долларов).

В перспективе при помощи гравитационно-волновых антенн можно с высокой точностью измерить ускоренное расширение Вселенной, оценить работоспособность существующих космологических моделей, проверить отклонение от сферической формы нейтронных звезд и обнаружить (в случае их существования) космические струны — одномерные дефекты пространства-времени, возникшие после Большого взрыва.

Что такое гравитационная волна

Гравитационная волна представляет собой колебания пространства-времени — иначе говоря, распространяющуюся в нем рябь: если шарик на капроне начнет периодическое движение, то капрон, выступающий в этой аналогии пространством-временем, также начнет колебаться. Волны от движущегося в центре капроновой поверхности шарика начнут распространяться. Именно они и являются аналогами гравитационных возмущений.

Массивное тело, помещенное в пространство-время, вызывает его искривление. В частности, траектория светового луча, распространяющегося рядом с тяжелым объектом, искривляется от прямолинейной. Эффект был экспериментально подтвержден.

Что такое черная дыра

В 1916 году немецкий ученый Карл Шварцшильд нашел первое решение уравнений общей теории относительности Эйнштейна. Оно описывает гравитационное поле, созданное центрально-симметричным распределением масс с нулевым электрическим зарядом. Это решение содержало так называемый гравитационный радиус тела, определяющий размеры объекта со сферически-симметричным распределением материи, который не способны покинуть фотоны (движущиеся со скоростью света кванты электромагнитного поля).

Определенная таким образом Шварцшильдова сфера тождественна понятию горизонта событий, а массивный ограниченный ею объект — черной дыре. Описанная Шварцшильдом черная дыра является статической, то есть неподвижной (невращающейся). В природе таких дыр, по всей видимости, нет. Практически любая реальная черная дыра будет вращаться и иметь ненулевой заряд (для этого достаточно, чтобы она поглотила хотя бы одну заряженную элементарную частицу). Вращающиеся заряженные черные дыры впервые описал Рой Керр, который за это недавно получил премию Крафорда.

Чья заслуга

Обсерватория LIGO представляет собой гравитационно-волновую антенну, образованную двумя идентичными детекторами, расположенными в Ливингстоне (штат Луизиана) и Хэнфорде (штат Вашингтон) в США на расстоянии более трех тысяч километров друг от друга.

Исследования в LIGO осуществляются в рамках одноименной коллаборации более чем тысячи ученых из США и 14 других стран, включая Россию, которая представлена двумя группами из Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Института прикладной физики Российской академии наук (Нижний Новгород)...

Почитать       ТЯГОТЕНИЕ

Почти наверняка в год столетия общей теории относительности, то есть года через 3-4, слияния будут открыты. Заодно это станет окончательным подтверждением существования черных дыр. Но есть еще одна важная особенность.Черные дыры в паре не могут быть абсолютно одинаковыми, они имеют разную массу. Значит, процесс слияния и испускания идет несимметрично. Гравитационные волны уносят энергию и импульс. Если импульс ушел из системы преимущественно в каком-то направлении, то получившаяся в результате слияния черная дыра полетит в другую сторону. Так просто!

Однако, сам механизм придумали только в 1960-е годы. А астрофизики вообще «вспомнили» о нем в 1990-е, причем вовсе не в связи с массивными двойными звездами, а в связи с образованием галактик. Современные модели говорят, что первыми во Вселенной появляются звезды. Они не совсем похожи на те, что мы видим вокруг.

Дело в том, что вещество, из которого они возникли, еще первичное. В нем есть практически только водород и гелий и нет более тяжелых элементов. Такие звезды могут быть очень массивными — в сотни раз тяжелее Солнца. Они живут недолго и в итоге порождают черные дыры. Потом образуются новые звезды и так далее. Но одновременно идет процесс роста структуры: небольшие «строительные блоки», в которых формировались самые первые звезды, объединяются друг с другом, чтобы в итоге породить галактики.

Посмотрим еще раз на нашу Галактику Млечный Путь. В диске звезды вращаются вокруг центра Галактики с высокой скоростью, которая может превосходить 200 км/с, но это не настоящее путешествие: относительно друг друга они движутся медленно (со скоростями 20-30 км/с), расстояние от центра почти не меняют, над диском не поднимаются.

Зато есть убегающие звезды, которые могут, получив дополнительную скорость более 100 км/с, и удалиться от центра, и взлететь над диском, но не далеко и не высоко. Пролетающие мимо нас со скоростью километров 300 в секунду звезды гало Галактики поднимаются на многие тысячи световых лет над плоскостью Млечного Пути, но потом, из-за гравитации, летят обратно.

Покидать Галактику могут гиперскоростные звезды, их начальные скорости порядка 700 км/с достаточны для этого. Они могут улететь и к другим звездным системам. Хотя такой вояж займет сотни миллионов лет, это хороший транспорт, потому что звезда не только везет, но и согревает.

Рекордсменами среди известных галактических объектов являются нейтронные звезды, которые в результате взрыва сверхновой могут разогнаться и до тысяч километров в секунду. А, где-то во Вселенной, могут быть гигантские черные дыры с массами в миллионы и миллиарды солнечных, бороздящие космические просторы с огромными скоростями.

Астрономы, опубликовано в мае 2014г., впервые обнаружили массивное шаровое скопление HVGC-1, удаляющееся от родной галактики Messier 87 на околосветовой скорости более 50 тысяч километров в секунду (скорость света всего в шесть раз больше). Для этого ученые проанализировали спектральные и фотометрические данные звезд, по которым определяли, какие скопления являются рассеянными, а какие — шаровыми, и измерили их скорости движения. Чтобы получить свои результаты, астрономы исследовали каждое шаровое скопление в отдельности.

Шаровые скопления содержат самые ранние (и старые) звезды, появившиеся в галактике. Эти звезды связаны гравитационным полем в упорядоченные сферические объединения, вращающиеся как целое вокруг галактического ядра. В эллиптической галактике Messier 87 их насчитывается до нескольких тысяч, в Млечном Пути — около 150 скоплений. По сравнению с шаровыми в рассеянных скоплениях звезды слабо связаны гравитационными силами, моложе и располагаются в галактическом диске. Роль шаровых скоплений в эволюции галактики до конца не выяснена.

Астрономы считают такое поведение HVGC-1 проявлением того, что Messier 87 образовалась в результате столкновения двух галактик и поэтому может содержать в своем центре две сверхмассивные черные дыры. Объект HVGC-1 — первое обнаруженное шаровое скопление, удаляющееся от галактического центра с такой большой скоростью.

В новых работах исследователи высказались в пользу существования светил, перемещающихся со скоростями в сто тысяч километров в секунду — это примерно треть от скорости света. Число таких звезд, по оценкам ученых, в одном кубическом гигапарсеке может достигать ста тысяч...

Конечно, изучение сверхскоростных объектов пока нужно вовсе не ради решения практической задачи космических путешествий. Такие объекты выбиваются из общего ряда, а значит, свидетельствуют о необычных процессах, происходящих во Вселенной. Быстрое движение позволяет выделить в нашей Галактике звезды гало, которые были свидетелями зарождения нашего мира.

Скоростные нейтронные звезды могут рассказать о взрывах сверхновых, а движущиеся черные дыры — о слиянии галактик. Для того чтобы разогнать объект до необычно высокой скорости, должно было произойти что-то необычное. Поэтому, хотя пока мы не можем «прицепиться» к сверхбыстрым звездам для путешествия к другим галактикам, они являются локомотивом для развития космологической науки.

Кроме того, с такими звездами исследователи связывают и возможности на распространение жизни. Если рядом с такими светилами есть жизнь, то, путешествуя по Вселенной на высоких скоростях, они вполне могут оставлять ее следы на своем пути.

Вероятно, звезды-"изгнанницы" обречены на одиночное путешествие в межгалактическом пространстве. Космические путешественники обнаружены не только в нашей Галактике. Астрономы открыли тысячи сверхскоростных звезд, 4 шаровых скопления и даже карликовую галактику в межгалактическом пространстве скопления галактик в созвездии Девы.

Послесловие

Такие неординарные процессы, связанные с массивным веществом, не могут происходит без какой- то определенной цели. И, если это происходит в нашей Галактике Млечный Путь то, такие процессы могут происходить и соседних Галактиках.

Вообще, есть мнение, что наша  расширяющаяся Вселенная, сравнительно молода, и поэтому значительная ее часть все еще находиться в черной дыре. Конечно, невообразимо трудно себе представить, что Вселенная представляет из себя, лишь вздутие в общем космическом мироздании, а не отдельный пузырь нашего измерения. Такое мнение может как подтвердить, так и опровергнуть информация а том, что на теле нашей Вселенной обнаружены "гематомы" от столкновения с соседними...