19:50
Kheta страна первых совхозов?
Родоначальником хеттского народа был сын Ханаана, внук Хама, и правнук Ноя — Хет (Бытие 10:15). Древнейшая история этого народа покрыта мраком неизвестности, ясно лишь то, что в 20-18 веках до х. э. хетты не имели единого государства и представляли собой конфедерацию племен, нередко враждовавших друг с другом. Главными их городами были Куссар, Цалпа и Неса. Такое положение вещей продолжалось до того, пока правитель Куссара Анитта не начал проводить захватническую политику, в результате которой он подчинил своей власти другие хеттские города, сделав один из них, Несу, столицей нового государства.

Хронологическая история и правители страны

Древнее царство (1740—15 век до х. э.)

1. Питхана (1740-1710)
2. Анитта (1710-1680)
3. Лабарна (1680-1650)
4. Хаттушиль Первый (1650-1620)
5. Мурсили Первый (1620-1590)
6. Телепин (1520-1490)

Среднее царство (15 век до х. э.)

Новое царство (14-12 век до х. э.)

1. Тухталия Третий (1400-1380)
2. Суппилулиум (1380-1346)
3. Мурсили Второй (1346-1306)
4. Муваталли (1306-1282)
5. Урхи-Телиуб (1282-1275)
6. Хаттушиль Третий (1275-1260)

Хетты в Библии

Наиболее древнее упоминание о хеттах в Библии относится ко времени Авраама (Бытие, 23 глава). Именно у хеттских племен израильский патриарх купил пещеру для захоронения своей жены Сарры. С хеттским племенем вступил, вопреки Божьей воле, в родственную связь сын Исаака Исав, взяв себе в жены двух хеттеянок (Бытие 26:34,35; 27:46). Господь повелел не вступать в родственные связи с язычниками, чтобы Израиль не заразился идолопоклонством и развращенным образом жизни, который не предполагал никаких ограничений в выборе чувственных развлечений, доходивших часто до содомских грехов. Во времена Моисея часть хеттских племен обитала возле аморреев, славясь своей силой (Числа 13:30; Второзаконие 7:1). При Иисусе Навине эти племена хеттов не были уничтожены и продолжали жить среди евреев, которые перенимали от хеттов их образ жизни. С хеттами связана и жизнь Давида (1 кн. Царств 26:6; 2 кн. Царств 11 глава), ибо первым мужем Вирсавии был Урия, родом хетт. 

Остатки хеттских племен стали данниками Соломона (3 кн. Царств 9:20-21), который по примеру Исава взял себе в жены хеттеянок (3 кн. Царств 11:1). Даже спустя 600 лет после разгрома хеттской державы пророк Иезекииль, обличая грехи Израиля, назвал их матерью — хеттов (Иезекииль 16:3,45). Поистине велико было развращение этого народа, если спустя несколько столетий сохранилась память о его грехах среди людей. Сравнительно недавние «открытия» археологами цивилизации хеттов не только подтвердили историческую правдивость Библии, но и показали вновь всем, что происходит с народом, отступившим от Бога, а именно — полное его уничтожение и забвение [10, 11, 22, 33] [См. также Менамбе Э.А. Хеттское общество. - Тбилиси, 1965.].

Появление Хеттов

Хетты начали занимать свое место в истории Передней Азии в то время, когда в Египте и Месопотамии цивилизации уже давно сложились. Новые пришельцы хетты стояли на более низкой ступени развития, и длительность их исторической жизни оказалась гораздо короче. Великое Хеттское государство возникло в процессе борьбы за гегемонию между отдельными племенами и раннегосударственными образованиями. Она привела к подчинению одних другими, выдвижению царского рода и военной прослойки. Военное превосходство хеттов и широкое применение у них лошадей, боевых колесниц и, наконец, кавалерии, сделали возможным создание мощной армии, предназначенной для ведения постоянных, завоевательных войн.

Регион Центральной Малой Азии (Анатолии), где возникла цивилизация хеттов, своеобразен по своим природным условиям. Он представляет собой плато, окруженное горами, которые отделяют его от Черного и Средиземного морей. Это горное плато в виде безлесной степи покрыто травой, обеспечивающей прокорм только для мелкого рогатого скота. Для поедения были пригодны лишь небольшие равнины в горах и предгорьях, отделенные друг от друга горными кряжами и ущельями, бурными, но маловодными реками. Рек в Малой Азии немного, и хотя они играли важную роль в хозяйственной жизни, но не стали творцами цивилизации, как реки Египта и Месопотамии. Они были неудобны для судоходства и искусственного орошения. Горные районы, богатые лесом, хранили в своих недрах металлы медь, серебро, свинец, железо. Камень, кедровый лес и железо природное богатство земли хеттов. Во II тыс. до н.э. хетты были монополистами производства железа, что давало им немалые доходы. Железо стоило в 40 раз дороже серебра и в 5-8 раз дороже золота. Хеттские правители строго оберегали монополию, а племена хранили в тайне районы месторождения железа.

На территории Анатолии, где сформировалось Хеттская цивилизация, обитали различные племена. Их этнический состав был столь же пестрым, как и в любой другой области Передней Азии. Наряду с древнейшим населением хаттами (или протохеттами), говорившими на языках, родственных, вероятно, языкам Кавказа, здесь жили племена хурритов.В начале II тыс. до н.э. началось первое Великое переселение народов, миграция индоевропейских племен. Новые племена, появившиеся в районе города Неса (к югу от реки Галиас) и названные неситами, впоследствии завоевали всю Малую Азию. По языку они резко отличались от хатти. На севере Малой Азии индоевропейцы поселились в районе Пала (палийцы), а на юге и юго-западе в Лувии (лувийцы). В результате смешения индоевропейских неситов с аборигенными племенами хатти в Анатолии образовался этнос хеттов. Длительное общение хаттов с неситами привело к победе языка неситов. Впоследствии, когда Хеттская держава заняла почти весь полуостров Малая Азия и часть Сирии, неситский язык был вытеснен родственным ему лувийским, который и стал языком Хеттской цивилизации.

От земледелия к городу-государству

Каковы корни Хеттской цивилизации? На какой основе происходило ее формирование? Уже в VIII-IV тыс. до н.э. на территории Малой Азии возникли центры раннеземледельческих культур, где человек занимался не только земледелием и скотоводством, но строил прочные сначала глинобитные, а затем кирпичные дома, делал нарядную расписную керамику. Атмосфера устойчивости и надежного, благоустроенного по меркам того времени быта царила на поселениях Чатал-Хююка и Хаджилара. Взлет хозяйственной жизни и прикладного искусства достиг довольно высокого уровня. Ранние земледельцы пользовались яркой керамикой с геометрическими мотивами, которые наносились красным красителем по кремовому фону или белым по красному. Почти в каждом доме имелись фигурки обнаженных женщин стоящих на коленях, лежащих, сидящих с подогнутыми ногами. Этот мир покоя, однако, неоднократно нарушался межплеменными столкновениями, ибо повсюду располагались рассеянные по горным долинам завистливые соседи. Конфликтам способствовал также пестрый этнический состав и довольно высокая плотность населения. На многих поселениях VI-IV тыс. до н.э. сохранились следы разрушений и пожаров. И они буквально забиты древним оружием.

В таких условиях развитие цивилизации шло медленно, однако в III тыс. до н.э. жителями Малой Азии был совершен значительный прорыв в двух областях. Первая бурный подъем ремесленного производства, главным образом в металлургии и металлообработке, а также в ювелирном деле. При этом стали активно использоваться природные богатства Малой Азии, ее золотой фонд металлов- меди, свинца, серебра, золота и даже метеоритного железа. III тыс. до н.э. период военного напряжения. И малоазийские мастера, специализируясь на изготовлении оружия, стали делать мечи, кинжалы, боевые топоры, шлемы. Процветало ювелирное ремесло, были созданы произведения, не уступающие лучшим образцам тогдашней эпохи, например, золотые ушные подвески из Трои.


Второй сферой, где был осуществлен значимый для развитии цивилизации продвижение, стало появление в Малой Азии городов-государств. Эти укрепленные пункты стали центрами экономической, политической и культурной жизни племен. При некоторых городах-государствах образовались колонии чужеземных торговцев в основном из Ашшура и Северной Сирии. Эти торговые фактории обладали некоторой самостоятельностью. Колония, или, как ее называли, порт, возглавлялась "домом" города. Торговали шерстью и металлами. Восточные купцы поставляли олово, необходимое для изготовления полноценной бронзы, в производстве которой были заинтересованы все, ибо железо пока являлось драгоценным металлом. Ввозили также изысканные ткани, хитоны. Все эти товары в Анатолию доставляли караваны дамасских ослов. Торговля сыграла важную роль в становлении Хеттской цивилизации. В нее было втянуто практически все население Анатолии. Внутри общин возникли имущественные различия и социальное неравенство. Росло богатство вождей и различия в распределении богатств между племенами, которые стали превращать свои поселения в крепости.

На рубеже III-II тыс. до н.э. были известны такие города-государства как Пурусханда, Куссара, Хаттуса, Каниш и др. Между ними шла постоянная борьба за политическую гегемонию. Первоначально ведущую роль играл город-государство Пурусханда, позднее ситуация изменилась в пользу Куссары. В XVIII в. до н.э. его правители Питхана и Анитта, проводя завоевательную политику, покорили Пурисханду и создали мощное политическое объединение Куссарское царство. Оно предшествовало образованию Хеттского государства, которое было создано в XVII в. до н.э. Его историю условно делят на три периода: Древнее (1750-1500 гг. до н.э.), Среднее (1500-1400 гг. до н.э.), Новое (1400-1200 гг. до н.э.) царства.

Хеттская держава

Правители Древнего царства Лабрана, Хаттусили I, Мурсили I силой оружия покорили ряд соседних областей, сделали город Хаттусу (совр. Богазкёй, возле Анкары) столицей, совершили успешные военные походы в Северную Сирию и Вавилон, заложив тем самым основы могущественной военной Хеттской державы. Основная цель войн на этом этапе расширение территорий и захват материальных ценностей. Это выступало как символ побед хеттских царей. Уже в древнехеттский период был создан Дом печати царская сокровищница, куда поступал в том числе и доход от военных экспедиций, дань от покоренных соседей.

После 30-летнего энергичного правления Мурсили I наступило смутное время. Мурсили I был убит мужем сестры, и для хеттов началось полоса неурядиц из-за борьбы за власть и новых убийств на почве родовой мести. На исходе Древнехеттского царства его правителю Телепину удалось положить конец смуте отказом от участия в родовой мести. Изгнав узурпатора, он не мстил его родственникам. Было издано законодательство о престолонаследии, в котором Телепин провозгласил: Они мне сделали зло, а я им не сделал зла. Вместо мести предлагалось довольствоваться возмещением. Телепин добился передачи власти только сыновьям царя по старшинству. Право на престол сохранилось не за родом царя, а за его семьей. Тем самым исключалась борьба претендентов, что сильно укрепило царскую власть, став важным этапом развития Хеттской цивилизации.

Пока остается неясным, как развивалась история хеттов в эпоху Среднего царства, но через 100 лет в Новохеттский период их держава стояла на равных с Египтом, Вавилоном и Ассирией. История Хеттского царства это история многочисленных войн и громких побед, которых оно добилось в XIV в. до н.э., находясь на вершине своего могущества. Самые удачные военные кампании хеттов проводились знаменитым царем Суппилулиумой I. Они позволили распространить влияние хеттов в районе Восточного Средиземноморья вплоть до Египта. Суппилулиума I положил конец могуществу Митанни, а при его преемнике Мурасили II хетты вышли к берегам Эгейского моря. После укрепления позиций хеттов в Сирии стало неизбежным их столкновение с Египтом. Противостояние двух великих держав завершилось признанием стратегического паритета, но войны с египтянами все же подорвали силы хеттов. В 1296 г. до н.э. Хаттусили III и Рамзес II заключили мирный договор, скрепленный династическим браком Рамзеса II с дочерью хеттского правителя, после чего военное противостояние двух цивилизаций прекратилось навсегда. Война, столетиями служившая хеттам удачным промыслом, привела в XIII в. до н.э. к кризису цивилизации. Непрерывность военных экспедиций сильно ослабила экономику страны, подрывая самые различные отрасли хозяйства. И хотя союз с Египтом позволил хеттам дать отпор усиливающейся Ассирии, Хеттское государство продолжало угасать. 

Общественное устройство 

До сих пор ученые не пришли к единому мнению на предмет общественного строя Хеттского царства. Ни в одном из обнаруженных за полтораста лет текстов не говорится впрямую, были ли в стране хеттов рабы. Десятилетиями ученые спорили, считать или нет «слуг», постоянно упоминаемых, особенно, в юридических сводах, рабами. Значительный процент историков склонялся к тому, что форма существования «слуги» скорее подходит под понятие "крепостнической” зависимости от хозяина. Если бы только от хозяина!.. Ученые, сами, фактически, закрепощенны государством и словно не замечали, что больше половины хозяйственного уклада страны хеттов составлял… социалистический государственный уклад! При недостаточном развитии производительных сил, характер производственных отношений у хеттов и впрямь феноменальный. Например, соответствующая служба, принадлежащая царю, на целый месяц посылала жителей страны на сельхозработы! Но от таких работ хетты давали освобождение всем, "у кого сквозь ворота во дворе виднелось вечнозеленое дерево”. Имелась в виду необходимость ухаживать за этим растением в то же самое время, когда государству требовалось ухаживать за государственными деревьями.

Хеттский царь содержал множество государственных предприятий, очень близких по содержанию к совхозам (до колхозов он не додумался…). Впрочем, были и общинные земли. Они назывались «домами» — "дома дворца”, "дома богов”, или храмы "каменные дома” (видимо, храмы, посвященные погребальным ритуалам), "дома царя”, "дома царицы” и так далее. Во всех этих «домах» надо было работать. Рабочих рук наверняка не хватало: особым богатством хетты, не слишком грабившие побежденных, вряд ли отличались, а нанять постоянную рабочую силу царю было трудновато. Вот так и возникла повинность для тех жителей, которые не могли достать и в одну ночь высадить на своем участке дерево, да еще вечнозеленое. Впрочем, насколько мог, рабочую силу царь «закупал»: расселяя тех же самых пленных или репатриантов, он давал каждой семье землю, оплачивал строительство дома, подсобных хозяйственных сооружений, покупку тягловой силы и домашних животных — коровы, овцы, козы (причем, конечно, не в единственном числе каждого вида). За это «слуга» обязан был отработать не менее, скажем, тридцати лет на государственном предприятии. Правда, существует мнение, что при уходе, изработавшегося «слуги», от активной трудовой деятельности все, чем он был наделен от царя, отбирали…

Но, скорее всего, эти заблуждения ученых, и в ближайшие пятьдесят-сто лет хеттология разрешит. Как бы то ни было, вот это прикрепление неимущих пленников к земле и было "хеттской крепостью”, той самой "феодальной” кабалой. «Домов» в хеттском государстве насчитывалось несметное количество, и населяло их несметное число неполноправных людей. Кстати, «слуга», провинившись, выплачивал, согласно уголовному и гражданскому кодексам, зафиксированным в глиняных табличках, ровно половину ущерба в сравнении с тем, если бы ущерб (государству или частному лицу) был нанесен человеком полноправным.

Особым почетом и привилегиями в стране Хатти пользовались "люди орудия”. Здесь идет речь о ремесленниках — гончарах, кузнецах-металлургах, ювелирах и т. д., то есть о людях, владевших каким-либо ремеслом, для занятия которым требовалось конкретное орудие — ткацкий станок, плавильная печь или гончарный круг…

Они не считались «слугами», они назывались "хозяевами”.

Война и мир

Война в жизни хеттов, несомненно, играла важную роль, однако она все же являлась дополнительным промыслом. Основы хозяйства составляли земледелие и особенно ценившееся в обществе ремесло. Хеттское царство аграрная страна, для которой зерно, вино и оливковое масло были основными продуктами. Хетты занимались и скотоводством разводили овец, коз, свиней, крупный рогатый скот, преуспели в коневодстве. Было высоко развито ремесло металлургия бронзы, изготовление орудий из нее, гончарное дело. Престиж ремесленной деятельности в хеттском обществе был значительно выше, чем у торговли, которая давала большую выгоду, но не пользовалась таким почетом и уважением.

Хеттская цивилизация развивалась под сильным влиянием Вавилонии и Египта. Во главе всего государства стоял царь, носивший титул табрана (великий царь). Восточная концепция царя, наделенного сверхчеловеческими силами, отразилась в обращении мое Солнце. Существовал культ духов умерших царей, о которых говорили, что после смерти они стали богами. Царь имел важные военные, культово-религиозные, правовые, дипломатические и экономические функции. Венные и религиозные обязанности он должен был исполнять лично. Другая своеобразная черта хеттского государственного устройства высокий статус царицы, которая могла носить титул тавананна, если была матерью царя или наследника престола. Она являлась верховной жрицей, имела свой дворец, прислугу и доходы, не зависимые от царской казны. Как правило, хаттские царицы оказывались довольно неприятными личностями. Власть царя и царицы во многом сохраняла сакральный характер, способствуя благополучию всего населения Хеттского царства.

Власть хеттских царей, однако, не была деспотичной. Страна хеттов представляла собой чисто внешнее объединение мелких царств, которые управлялись либо родственниками царя, либо представителями местных царских родов. С расширением военной экспансии хеттские цари не особенно заботились о создании относительно тесных связей между завоеванными территориями. Долгое время важную роль играло народное собрание всех воинов панкус (толпа). По мере роста территории, оно превратилось в совет, куда входили граждане-воины столицы и все мужчины-родичи царя, его телохранители, военная элита и высшие сановники. Таким образом, размытая структура государства, большая роль родовой знати и крепкие позиции земледельческой общины отличительные особенности Хеттский цивилизации.

Хеттское общество имело ставшую традиционной для восточных обществ социальную структуру. О ней мы узнаем из хеттских законов, тексты которых обнаружены на клинописных табличках в столичном архиве Богазкёя (ран. Хаттуса). Основу пирамиды общественной иерархии составляли непосредственные производители материальных благ, т.е. те, кто самостоятельно вел свое хозяйство и платил государству налоги. На следующей ступеньке находились служилые люди, люди службы: рядовые воины, ремесленники, торговцы, низший слой жречества, низшие члены административного аппарата. Они, как правило, за свою работу получали от царя вознаграждение и мелкие привилегии. Среди людей службы выделялась военно-служилая знать, которая составляла верхушку общества крупные сановники, представители высшей царской администрации, военачальники, высшее жречество. Вершину пирамиды занимал царь, его род и приближенные.

Государство хеттов, будучи сильно военизированным, опиралось на регулярное войско и ополчение. Армия состояла из колесничего войска и тяжеловооруженной пехоты. Конные отряды элита хеттской армии, ее ударная сила. Хетты предпочитали воевать не верхом на лошади, а в боевых колесницах. Их преимущество экипаж из трех воинов (воин с копьем, прикрывавший его щитоносец и возничий). Конные отряды, как правило, решали исход сражения, как это было, например, в битве у Кадама, где участвовало 2500 колесниц. Изготовление колесниц процесс трудоемкий и дорогостоящий (особые породы дерева, кожа, металл). Их изготовляли централизованно, под строгим контролем царской администрации. По специальной методике готовили и лошадей для колесниц. На клинописных табличках сохранились наставления некоего хуррита Киккули, который, видимо, был приглашен для выучки лошадей. Пехота хеттской армии, вооруженная железными мечами с серповидным лезвием, численно превосходила конные отряды и в открытом бою играла вспомогательную роль.

Сезон военных походов начинался весной и длился до поздней осени. Между походами регулярные силы размещались на зимних квартирах в специальных военных лагерях. Хетты талантливые воины древнего мира и, судя по Кадешскому сражению, мастера стратегии и тактики, осады и обороны. Примечательно, что у них отсутствовала страсть к жестокости и пыткам. В ходе войн захваченные города либо разрушались, материальные ценности забирались, а население уводилось в плен, либо жители завоеванных городов брались в подданство с обязательством поставлять хеттам военные контингенты и дань. Невыполнение обязательств каралось новым нападением. Пленные представляли экономическую ценность, так как в  Хеттском царстве всегда не хватало рабочих рук для разработки месторождений металлов.

Военные успехи хеттской армии закреплялись мирными договорами и династическими браками. Дипломатия хеттов была основана на существовавших в древнем мире нормах взаимоотношений между правителями (царями, вождями племен), которые определяли и учитывали соотношение сил сторон. Международными делами занималось специальное ведомство при царской канцелярии одно из древнейших министерств иностранных дел. Оно осуществляло направление и прием послов, обмен подарками и вело международную переписку. Хетты считались искусными дипломатами, которые стремились укрепить авторитет и влияние Хеттской державы в других государствах.

Завоевательная политика хеттов решительно отличалась от традиционной для того времени практики. Чаще всего хетты стремились присоединить соседние страны не военным путем, а дипломатическим. Ева Канцик-Киршбаум называет политику хеттских царей, начиная с Суппилулиумы I, «просто гениальной».

Почитать   ГУННЫ 

Хеттская писменость

Раскапывая города хеттов  ученые нашли десятки тысяч глиняных табличек, покрытых клинописными знаками. Ученые могли читать их, но понимали далеко не всё. Большая часть текстов была написана на аккадском (вавилонском) языке, хорошо известном востоковедам. Этот язык был на Древнем Востоке своего рода «латынью», международным языком науки и дипломатии. Но многие тексты скрывали какой-то другой язык. Какой? Вывод напрашивался сам собой: конечно же, хеттский! Но как разгадать его тайну? Какой из известных науке языков нужно привлечь, чтобы найти ключ к загадке хеттов?

Быть может, это какой-нибудь из многочисленных и своеобразных языков Кавказа? Ведь именно на Кавказе сохранились древнейшие языковые традиции, именно там прослеживается глубокая связь с древними культурами Малой Азии. Но тщетны были попытки исследователей открыть «кавказским ключом» тайну хеттского языка. Столь же безуспешны были поиски других «ключей-языков»: египетского, шумерского, древнееврейского, даже японского и языка инков Перу!

И все-таки ключ был найден. Причем открытие было настолько удивительным, что вначале мало кто мог поверить ему: уж слишком неожиданным оказался этот ключ. Сравните сами: хеттское слово «дулуга» означает «долгий, длинный». Хеттское «вадар» и русское «вода» имеют одинаковое значение, так же как хеттское «хаста» и русское «кость», хеттское «не-бис» и русское «небеса». И по-русски, и по-хеттски числительное 3 звучит, как «три». Хеттский язык оказался родствен русскому! И не только русскому, но и английскому, греческому, литовскому и другим языкам великой индоевропейской семьи.

Ранее считалось, что самые древние тексты на индоевропейских языках дошли до нас в древнейшем индийском эпосе «Ригведа», сложившемся в середине II тысячелетия до н.э. Открытие тайны хеттского языка позволило ученым глубже проникнуть во тьму времен, вплоть до XVIII в. до н.э. Этим временем датируется древнейший хеттский, а следовательно, и индоевропейский памятник письменности, так называемая надпись царя Аниттаса.

В последние три десятилетия чтение хеттских текстов стало обычным делом. Удалось прочесть уже более 20 тысяч клинописных табличек, найденных в одной лишь Хаттусе. Это стало подлинным открытием хеттской цивилизации. Еще несколько тысяч табличек отыскали при проведении раскопок в трех других хеттских городах Анатолии.

Население страны хеттов представляло собой, можно сказать, содружество наций. В чем угодно, но в национализме обвинить хеттов нельзя. Одной только официальной письменности в этой стране ученые различают восемь видов! Разнятся они не по способу письма (хотя их тоже два — иероглифический и клинописный), а по употреблявшимся языкам. К тому же широко применялась так называемая «аллография» — использование в тексте совершенно чуждых всем восьми языкам слов и начертаний, например, из шумерской письменности. Причем писцы зачастую пользовались скорописью; им было легче начертать шумерский знак для шумерского понятия, а уж читатель должен был догадаться, как это слово прочесть. Таким образом, получается сразу два совпадения с советской страной — широкий интернационализм и всеобщая грамотность. Со временем скоропись с применением чужих слов настолько вошла в правило, что ученые мучаются до сих пор: некоторых слов из хеттского языка они просто не знают. 


Страна тысячи богов

Вначале в религии хеттских племен преобладали, видимо, культы местных (племенных, общинных, городских) богов-покровителей. Даже в сравнительно позднее время в договоре хеттского царя с Рамзесом II есть ссылка на "тысячу богов и тысячу богинь страны хеттов". Из них некоторые получили более широкое признание: еще с протохеттской эпохи известна солнечная богиня Аринна. После объединения страны был установлен культ главного государственного бога Тишуба (Тегауба) - бога грозы - и его супруги Хебат (отождествленной с Аринной). Символами-атрибутами Тишуба были двойной топор (позже занесенный на Крит и присвоенный Зевсу) и двуглавый орел (впоследствии через Византию попавший в ряд стран, в том числе и на Русь, в качестве государственного герба). Были и другие общегосударственные боги.

Хеттский царь считался священной особой и выполнял функции главного жреца. На барельефах царь изображался рядом с богами.

Государственный культ вобрал в себя и древнюю народную земледельческую религию, которая состояла прежде всего в почитании Великой матери - богини плодородия. Неизвестно, какое имя она носила у хеттов, но впоследствии малоазийская Великая мать называлась Ма, Реей, Кибелой. У нее был (как и в Вавилонии и Египте) мифологический партнер или супруг - молодой бог плодородия, впоследствии его именовали Аттисом. Культ этих божеств был оргиастическим и включал в себя, с одной стороны, храмовую проституцию, с другой - изуверское самооскопление жрецов. Видимо, для мифологического оправдания этого варварского обычая был создан миф о том, что юный и прекрасный Аттис оскопил себя, чтобы избежать любовных преследований богини-матери, и умер под сосной (сосна считалась священным деревом Аттиса). Он был затем воскрешен любившей его богиней. Празднование смерти и воскресения Аттиса приходилось на весеннее время (март). Впоследствии этот ритуал был заимствован раннехристианскими общинами и превратился в ритуал смерти и воскресения Христа. Что этот народный по происхождению земледельческий культ был действительно сделан государственным, видно из большого рельефа на скале Язиликая (близ древней хеттской столицы), где изображена сцена встречи Великой матери со своим возлюбленным - богом плодородия; богиню сопровождает грозовой бог Тишуб; там же изображен и царь, взирающий на эту сцену.

Религия древних хеттов неотделима от магии и колдовства, которые оказали на нее большое влияние. На многочисленных табличках, найденных археологами, зафиксированы буквально учебники по магии и ворожбе. Особо были популярны гадания на внутренностях животных. Боги в понятиях хеттов, как и люди, нуждались в том, чтобы их кормили, поили, одевали, развлекали танцами и т. п. Поклоняться богам и видеть их в храме могли только высшие сановники, ибо даже само помещение храма не позволяло войти в него многим людям. Были популярны у хеттов и человеческие жертвоприношения, сведения о которых найдены в государственных архивах хеттов при раскопках. Причем, сведения о них имеют вид, как что-то само собой разумеющееся и необходимое. В религии хеттов были распространены всевозможные аморальные ритуалы, сопровождающие культовые служения богам. О жизни своих богов хетты судили по себе, приписывая им те же извращения и жестокости, что были свойственны им. Религия хеттов, подобно червю, подтачивала моральные устои народа, что сыграло далеко не последнюю роль в падении этого государства.

Почитать       Тамплиеры 

Достижения цивилизации хеттов

Хеттская цивилизация вписала любопытную главу в историю человечества. Было создано военно-паразитическое государство, которое не столько занималось организацией экономической жизни, сколько выполняло функции завоевателя и политического властителя. Впервые в истории человечества хетты создали военную империю, общество которой было слабо дифференцированным, а городская культура оставалась на втором плане. Присоединяя к своему царству все новые и новые территории и наследуя традиции других цивилизаций, хетты не проложили путь в новую историческую эпоху. История Хеттской цивилизации яркий пример недолговечности и обреченности образования, основанного на военной силе.

Достижения Хеттской цивилизации порождают впечатление двойственности. Хетты создали богатую литературу, мифы, легенды, перевели на хеттский язык ряд произведений народов Ближнего востока (аккадские тексты о Саргоне Древнем и Нарам-Суэне, шумерский эпос о Гильгамеше, хурритские мифы). Но используя силу, как доминирующее средство создания и укрепления державы, хетты составили свод законов, статьи которого отличаются мягкостью и кажутся бессистемным собранием казусов.

В самобытной монументальности хеттского изобразительного искусства поражает недоработанность, незавершенность. В районе Богазкёя сохранилась высеченная в скале скульптурная галерея Язылыкая (надписная скала). В этом святилище под открытым небом представлена картина шествия богов и жрецов, идущих навстречу друг другу. Это сцена встречи богов природы, сцена весеннего обновления после суровой зимы, величайший праздник народа скотовода и земледельца. В рельефах на камне мастера как будто не заботились о создании законченного произведения, но в глубоко скрытом укромном ущелье только напоминали, что скала естественный монумент, посвященный культу богов. Хеттские ремесленники мастера бронзолитейного дела, но зачастую дорогой материал заменяли глиной, имитируя в керамике бронзовые сосуды (посуда из Алишара).

Повышенная способность адаптировать достижения других цивилизаций для своих нужд отличительная черта хеттов. Они способствовали распространению боевых колесниц, методики разведения и выучки лошадей, практики законодательных предписаний.

Существовала тысяча богов, среди которых были божества хеттского, индоевропейского, хурритского, ассиро-вавилонского и другого происхождения. Хетты постоянно воюющий народ в вопросах религии отличались терпимостью, создавая в державе достаточно умеренный религиозный климат. Бог руководил ими на протяжении всей жизни, вступая с каждым в контакт посредством оракулов, снов, гаданий. Бог отец и мать человека Хеттской цивилизации, отношения с которым строились на принципах взаимности. В повседневной жизни хеттов не было места и времени для размышлений о справедливости и несправедливости богов, так же, как о смысле существования. Этот народ с оружием в руках даже не интересовался проблемами жизни и смерти. Хетты не дали миру ни особо великих творений искусства и литературы, ни великих открытий, но их традиции не исчезли, что подтверждается историей Ассирийской цивилизации.

Закат Хеттской державы

Троя пала около 1200 года до н . э. Тогда же погибла Хеттская держава. Мы не знаем точно , как это произошло , но мы знаем, что в этой дате кроется важный смысл. Около 1200 года всю тогдашнюю ойкумену потрясают страшные катастрофы: на всем протяжении от Греции до Египта одна страна воюет с другой, один народ — с другим. Идет мировая война.

Все началось с изменения климата. Громадные приливные волны стали обрушиваться на побережье Северного моря; низменности были затоплены. На обширной территории Европы — в Англии, Германии, Нидерландах, Бретани — начался голод. В ту пору здесь жили племена, хоронившие своих покойных на необычный манер: они кремировали их, а прах помещали в керамические сосуды — погребальные урны. Археологи так и назвали их культуру — культурой полей погребальных урн.

Чтобы выжить , племена двинулись на юг. Ведь они знали, что где- то на юге лежат богатые страны — Греция, Египет. Издавна они торговали с южанами, выменивая товары на янтарь, который часто находили на берегу моря. На этот раз к берегам Средиземного моря шли не отдельные торговцы, а целые народы, вооруженные бронзовыми мечами, копьями , круглыми щитами, а также рогатыми шлемами, наподобие тех, что в средние века носили норманны. Фрески египтян и греков запечатлели облик этих рослых, воинственных северян.

Колонны беженцев все разрастались. Огромной волной они захлестнули Венгрию, докатились до Македонии, осадили Афины, пересекли Малую Азию и достигли нильской дельты, где, в конце концов, были уничтожены войсками египтян.

Первое нашествие европейских племен на Египет отбил фара­он Мернептах в 1219 году до н . э. Шестичасовая битва стоила «вар­варам» до 8500 человек убитыми и свыше 10 тысяч пленными. Од­нако вскоре на страну обрушилась новая, более мощная волна переселенцев. На этот раз они двигались не только посуху, но и плыли на лодках, за что и получили свое памятное название «народов моря». Лишь в 1170 году фараон Рамсес III окончательно разбил непрошеных пришельцев. Он был так горд своей победой, что велел запечатлеть сцены битв на стенах храма в Мединет - Хабу; общая площадь этих изображений достигала 10 тысяч квадратных метров. В завещании Рамсеса III говорится: «Я повергнул их в кровь , сделав из них горы трупов. Заставил я их уйти до границы Египта. Привел я тех , кого оставил живыми ... Их жены и дети — в количестве десятков тысяч, их скот числом в сотни тысяч» ( пер . И . П . Сологуб ).

Очевидно, что Хеттское царство тоже пало жертвой этого великого переселения народов. Для греков Малая Азия была исконной родиной фригийцев. О хеттах они ничего не знали, хотя их предки — микенцы — были давними торговыми партнерами и соперниками хеттов. Что же стало с хеттами? Для нас их судьба все еще являет загадку.

 Куда уехал царь ?

В середине Х III века до нашей эры Хеттская держава была на вершине своего могущества. В ее столице развернулось крупное строительство. Трудно себе представить, что через какое - то столе­тие эта процветающая цивилизация внезапно исчезнет, практически не оставив следа в памяти других народов. Тысячи лет спустя, когда ученые стали встречать в египетских текстах упоминание страны Kheta, они даже не знали , где ее искать.

Наконец, Хаттусу нашли. Начались раскопки — обычная рутин­ная работа. Одно удивляло археологов: при раскопках Хаттусы им почти не встречались предметы из золота и серебра, украшения из драгоценных камней, статуи. Город был дочиста разграблен врагами? Нет, скорее, тщательно эвакуирован. В последние годы ученые лишь укрепились в этом мнении.

Очевидно, Хаттуса постепенно пришла в упадок, и сами хетты во главе с царем покинули ее, вывозя оттуда все самое ценное . Они покидали город отнюдь не в спешке, не под натиском наступаю­щих врагов. Переезд из Хаттусы был тщательно спланирован, это было не паническое бегство. Вопрос только: «Куда?». Куда была перенесена хеттская столица около 1200 года до нашей эры ?

Очевидно, после отъезда знатных людей бедняки окончатель­но подчистили брошенную метрополию. Когда в конце концов враги добрались до Хаттусы, там нечем было поживиться. «Все находки свидетельствуют, — гово­рит немецкий археолог Юрген Зееэр, — что Хаттуса постепен­но пришла в запустение». Со­жженные здания оказались в основном пусты. Всего из 27 храмов Хаттусы были сожжены одиннадцать. Прочие здания, во­обще, не пострадали от огня.

Почитать     Скифы

http://www.mystic-chel.ru/east/hittites/
http://nauka.bible.com.ua/vs-istor/vi4-01.htm
http://evolutsia.com/content/view/1594/86/
http://mahada.do.am/publ/istorija/khetty_prashhury_socializma/2-1-0-198
http://slovarfilologa.ru/234/
http://www.dinos.ru/myth/z0000029/st019.shtml
http://sbiblio.com/biblio/archive/volkov_heti/06.aspx

Просмотров: 2206 | Добавил: Валерий | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]