20:55
Фестский Диск работа первопечатников?
Неужели свершилось? Неужели заканчивается история, начавшаяся еще 83 года назад? Все предыдущие сто попыток расшифровать идеограммы знаменитого Фестского Диска не получили признание науки. Можно ли считать окончательной удачей еще одну предпринятую в Болгарии?

Археология - это и увлекательные, романтические приклочения, и каторжный труд с лопатой, и борьба с пером в руке за свои идеи, датировки, объяснения найденного. Тут переплетается многое, ибо эта наука открывает и расшифровывает наше загадочное и многообразное прошлое. И на каждом шагу — лабиринты, закоулки, тупики.

К поразительным сложным тайнам седой древности относится найденный археологами Фестский Диск, на котором 259 таинственных знаков. Бедржих Грозный, чешскии востоковед, расшифровавший хеттские письмена, назвал диск самой жгучей загадкой критского мира, которая сломает голову не одному поколению специалистов.

Слова пророческие. Это рассказ о 101-й попытке расшифровать рисуночные знаки Фестского Диска.

Есть что-то особое в этом диске из глины, странное и таинственное, что привлекает историков, лингвистов, профессиональных и самодеятельных дешифровщиков. Какая-то древняя ритмичная мелодия звучит с поверхности Фестского Диска. То ли военный марш, то ли гимн дневному светилу, составленный жрецом — солнцепоклонником. А может быть, это — телеграмма о гибели Атлантиды или восторженная реляция о завоевании богатого острова?

Крит — это остров, археологическую славу которому принес Артур Эванс, английский историк. Он первым вскрыл там древние пласты и подарил в 1900 году научному миру сложнейшее сооружение древности — великолепный Кносский комплекс, дворец царя Миноса, хозяина чудовищного быка Минотавра.

Мировая слава англичанина привела к ошибочному мнению, будто он открыл и Фестский Диск. На самом деле этот кусок глины с письменами откопал летом 1908 года в одной из служебных пристроек дворца минойской эпохи в городе Фесте рядовой участник итальянской экспедиции Л. Перние. Он и определил, что диск пролежал в глинистой почве примерно 3700 лет.

Что же было найдено? Не очень ровный глиняный круг диаметром около 16 см и толщиной от 16 до 21 мм. Загадочные фигурки, расположенные двумя спиралями, сплошь покрывали обе стороны глиняного кружка. Такие пиктографические знаки ранее не встречались. Не случайно они породили огромную научную литературу — больше чем по одной капитальной статье на каждую условную букву диска. Но буквы ли это? И какому народу принадлежит азбука?

«Очередная и труднейшая проблема древнего Крита», — заявили тогда итальянские археологи. Сперва они насчитали 241 знак, потом 243, а затем увеличили число до 259. Из этого количества выделено 45 разных. Иероглифы или пиктограммы изображали рыб, птиц, воинов в шлеме, оружие, растения, бытовые и другие не совсем понятные предметы.


Диск с его рисуночным письмом сразу стал знаменитым. Посыпались версии, будто это лунный календарь, документ из дипломатического архива минойцев, талисман с заклинаниями, список городов, краткая элегическая поэма в честь весны и даже отчет о спортивных соревнованиях...

«В апреле сеять, в мае полоть, в июне поливать, в конце августа убирать урожай»,— примерно так предлагали читать критские письмена на диске английские археологи-любители. Они выбрали определенные рисунки и смело назвали их сельскохозяйственными символами. Далее этого их логика не распространялась...

В 1930 г. на такой же любительской основе англичанин С. Гордон «прочитал» первые фразы диска следующим образом: «Владетель мира, шагающий с крыльями по бездыханной дороге, господин звезд, вспенивающий водяную бездну, солдат, над ползающим цветком, воин конской кожи, рыбо-пес, скачущий поперек дороги...» — и далее в таком же сомнительном духе.

Между тем начались и серьезные исследования. И тут же была выявлена примечательная неожиданность. Скорее тут можно говорить об открытии. Что же изумило исследователей? Они убедились, что древние люди сработали текст Фестского Диска не острой палочкой, а специальными печатками. Сенсация? Конечно, ведь можно говорить о своеобразном предшественнике Гуттенберга. У древних писцов были литеры? Да! Значит, печать по глине была будничным делом. Ведь штемпели-литеры могли изготовляться только для частого использования. Значит, в земле Крита еще скрыты сотни, а может быть, и тысячи других дисков с отпечатанными письменами.

45 фигур "Фестского диска" - письмена многовекой давности

Увы, они еще до сих пор не обнаружены, а мы вернемся снова к единственному пока диску. Итак, изображения фигурок не процарапаны, а оттиснуты в определенном порядке. Сам Эванс назвал диск трудным ребусом минойцев. По его утверждению, смысл в спиральном письме должен быть. Но какой?

Да, диск маленький. Но это — керамическая крепость. Неужели ему предназначено судьбой быть уникальным немым? Ведь пробовали же ученые приписать его к самым древним грекам, легендарным филистимлянам, фригийцам, пелазгам, иллирийцам, этрускам и даже баскам. Но ни одна версия не оправдалась.

Почитать              Звездный миниДиск 

В геологической лаборатории Кембриджа английские специалисты определили, что Фестский Диск сделан из сорта глины, который не встречается ни в одном месте на Крите. Значит, тут импортный товар? Ничего удивительного. Еще Эванс находил в Кноссе египетские амулеты в виде скарабеев и керамические вазы из Микен и Коринфа. Знатоки глин затем добавили, что уникальный письменный документ в виде диска завезен на остров из Малой Азии, а если точнее — из ее юго-западной части. Забегая вперед, скажем, что это — весьма важное утверждение.

В 1910 году английские археологи и востоковеды с тяжелым вздохом сожаления заявили, что, «наверное, проникнуть в смысл критского иероглифического письма они никогда не смогут». К 1922 году слово «наверное» исчезло, и немецкие дешифровщики признали свое бессилие. Но они высказали трезвую мысль относительно формы диска. Малый диаметр его не случайность, а намеренная задумка древних мастеров типографского дела. Что имеется в виду? Глиняную табличку такого размера удобно зажать в ладони. Подобные диски делали, чтобы вручать гонцам и отправлять их в дальний путь с какой-либо срочной вестью. В какую же сторону в нашем случае? И какая тут весть?

В 1928 году французские востоковеды высказали ироничное суждение, что к диску следовало бы отнестись согласно желанию любой матери навсегда сохранить своего сынишку таким, каким он ей нравится, то есть милым маленьким мальчонкой. Зачем расшифровывать диск? Пусть он лежит в музее города Ираклейона и молчит. Пусть не пропадает его таинственное очарование...

Но исследования упорно продолжались. Ученые пришли к выводу, что рисуночное письмо во всех деталях сохраняет индивидуальное своеобразие. Оно не похоже на египетские, древнеиндийские, шумерские символы. Однако есть одна деталь, сближающая его с древнейшими письменами Средиземноморья: рисунки диска содержат знаки словораздела — косые черточки. Языки древнего мира — это не стихия. Они имеют свои законы, условности, да и общие черты тоже. Рисуночное письмо — это пиктограмма. Его знаки — это слоги. Но как найти к ним ключ?

К 1950 году ситуацию признали критической. Правда, мнение о слоговом письме утвердилось. Разных знаков 46. Следовательно, их слишком много для алфавитного письма, включающего, как правило, около 30 букв. Но 46 мало и для иероглифического, которому необходимо минимум 700 знаков. Поэтому и следует говорить о слоговой природе глиняного диска, донесенной до нас из седой старины. Ученые пришли к единому выводу, что направление чтения рисунков — слогов справа налево, то есть от края диска к его центру. Группы значков, ограниченные радиальными черточками, — это слова. А далее?

Расшифровка не продвигалась. Но была установлена еще одна тайна диска. Оказалось, что он побывал в руках корректора, который сделал целых четыре поправки: стер одни оттиски и отпечатал на глине другие. Следовательно, Фестский Диск вышел из какой-то походной типографии.
Смысл рисунков упрямо не поддавался ученым. Поэтому и сыпались фантастические домыслы и пессимистические предсказания. Единственная бодрая мысль принадлежала тогда советскому исследователю А. Деянову, посчитавшему, что общий прогресс средиземноморской лингвистики и археологии в конце концов поможет добиться здесь успеха.

В 1953 году к самостоятельным исследованиям Фестского Диска приступил болгарский академик Владимир Георгиев, знаток этрусских и фракийских лингвистических проблем, а также многих языков древнего Эгейского мира. Он исходил из положения, что за отправную точку следует брать индоевропейский язык. Древний Крит — это перекресток торговых интересов прежде всего индоевропейских племен. Затем он выяснил, что Фестский Диск относится к тому периоду истории Крита, когда на нем еще не господствовали греки. Академик знал о полном провале расшифровок на основе древнегреческого языка.

Работа академика В. Георгиева была подвижнической. Надо было перечитать все труды по выбранной проблеме, проанализировать горы информации на разных языках, определить корни ошибок и искать свой собственный путь к истине. Разумеется, путь был не гладким и не стремительным. Были у болгарского ученого свои драматические тупики, дни отчаяния, недели напряженных размышлений. Для дешифровки нужен огромный комплекс знаний — по археологии, истории, лингвистике, математике, морфологической статистике, комбинаторике.

Словом, о легкости разгадки диска не приходится говорить. Проникать в пласты истории древних народов всегда сложно. Тем более что существуют пессимистические прогнозы и табу корифеев, которые всегда являются серьезным препятствием. Например, в научном труде, вышедшем в Лондоне в 1952 году, категорично утверждалось, что ни у кого нет исходной точки зрения на языки древнего Крита.

В один из дней исследовательской работы в библиотеке академик натолкнулся на факт, который после обдумывания принял, условно говоря, за нить Ариадны.

Какую же исходную нашел В. Георгиев? В трудах древнегреческих историков он обнаружил краткое сообщение о том, что на Крите, задолго до прихода туда греков с континента, жил народ называвший себя термилами. Они пришли из Малой Азии, а затем переселились по каким-то причинам обратно, где образовали ликийское царство.

...Ликийское царство - в 1 тысячелетии до нашей эры высокоразвитое государство на юге Малой Азии, располагалось на территории 
современной провинции Турции - Анталии. 

Ликия граничила с Фригией, Писидией, Памфилией и Карией, с юга омывалась Ликийским морем. Большую часть ее занимали горы, но имелась и равнина, орошаемая рекой Ксанф. Населял страну индоевропейский по языку народ ликийцев (потомков лувийцев, именовавшихся «лукка»). В 1 тыс. до н. э. из его среды выделились этноязыковые группы милийцев, термилов и др. Свою письменность ликийцы заимствовали в 6 в. до н. э. у дорийцев острова Родос. Самый значительный памятник ликийской письменности – стела из Ксанфа (4 в. до н. э.). Крупные города Ликии: Ксанф, Фаселида, Патары и др. Известностью пользовался небольшой городок Тельмессы, где находились храм и оракул Аполлона. Скальные храмовые и погребальные сооружения Ликии отличались великолепной архитектурой. Население страны занималось земледелием, скотоводством, виноделием, добычей мела, кораблестроением, промышляло морским разбоем. 

В 7-6 вв. до н. э. Ликия в борьбе с Лидийским царством отстояла свою независимость, однако в 546 была покорена персами. Последние поначалу сохранили там наследственную царскую власть и местное самоуправление. При Дарии I персы включили страну в состав сатрапии Иония и обложили данью в виде зерна, серебра, шерсти и т. п. Часть ликийцев была угнана в Персию и выполняла царские работы в качестве подневольных работников «курташ». 

В конце 4 в. до н. э. Ликия вошла в состав державы Александра Македонского, а после его смерти досталась его сподвижнику Антигону. В 295-197 до н. э. находилась под властью Птолемеев, которую не раз в т. наз. «сирийских» войнах оспаривали Селевкиды, пока, наконец, не овладели Ликией при Антиохе III. 

После разгрома Антиоха римлянами в 188 до н. э. она была передана Родосу, против которого ликийцы трижды поднимали восстания. 
Ликия поддержала Рим в его борьбе с Понтийским царством и в 168 до н. э. в благодарность за это вновь получила независимость. Государство объединило 23 города в самостоятельный союз, дружественный Риму. В 43 н. э. при императоре Клавдии из Ликии и Памфилии была образована новая римская провинция. В 3 в. н. э. римлянам пришлось вести ожесточенную борьбу с разбойничьими племенами исавров, захватившими Ликию. После раздела Римской империи в 395 вошла в состав Византии. С 11 в. принадлежит туркам. 

Живые свидетельства этой некогда выдающейся цивилизации - неповторимые ликийские наскальные гробницы и великолепный античный амфитеатр в г. Мира...

Вот вам и нить Ариадны, ибо ученые мир хорошо знаком с историей и религией ликийцев. Их язык стал понятен после того, как были найдены и прочитаны надписи на камнях, относящиеся к VI веку до н. э. Надписи оказались на лувийском языке, близком к ликийскому. Сейчас ликийский язык ученые относят к хетто-лувийской группе, имеющей явные индоевропейские корни. Все это и позволило болгарскому ученому выдвинуть гипотезу, согласно которой Фестский Диск, вероятнее всего, содержит письмена термилов. А если это так, то появляется реальный подход к дешифровке посредством уже известной лувийской письменности.

Прежде чем приступить к конкретной работе, академик В. Георгиев разработал следующие фонетические и логические принципы своей дешифровки:

1. Всякий отдельный знак — рисунок диска должен означать СЛОГ, то есть сочетание гласных и согласных звуков, как это принято в ликийских и лувийских письменах.

2. Каждый знак должен иметь свое фонетическое значение по первому слогу лувийского слова, исходя из названия предмета, изображенного на диске (рыбы, воины, орудия труда и др.).

3. Изображения, которые подобны крито-микенским знакам линейного письма или рисункам лувийских пиктографических письмен, должны иметь одинаковое фонетическое значение.

4. Следует принять метод объяснения и толкования надписей на основе определенных закономерностей, полученных из самого текста и опыта других дешифровок.

5. Установленные фонетические значения знаков должны давать возможность читать лувииские фразы с определенным смыслом и логикой текста.

6. Фонетическое значение знака можно считать точно установленным, если оно будет отвечать по крайней мере трем вышеизложенным принципиальным положениям дешифровки.

Вот два примера приложения принципов академика В. Георгиева.

Знак ГОЛОВА СОБАКИ имеет соответствие в лувийском пиктографическом письме, где он означает слог СУ (слово «собака» по-лувийски звучит как СУ ВАН А). Значит, можно выбрать слог СУ с достаточной точностью. Фонетическое значение СУ дает возможность читать лувийские фразы, то есть отвечает третьему принципу.

Знак ЛЕТЯЩАЯ ПТИЦА имеет соответствие в критском линейном письме, где он означает слог КХУ. В то же время слово «птица» в хетто-лувийских языках звучит как ХУВА. Следовательно, можно выбрать слог ХУ. Он дает возможность читать лувийские фразы. Значит, в данном случае и он приемлем.

Болгарский ученый предложил, что могут встречаться личные имена и географические названия. В тексте Фетского Диска имеется 13 групп знаков, которые оканчиваются двумя знаками. Например, несколько раз за знаком КРУГЛЫЙ ЩИТ следует рисунок ГОЛОВА ВОИНА В ШЛЕМЕ. Академик решил, что тут речь может идти о двуосновных личных именах, характерных для многих индоевропейских языков. Для сравнения он приводит славянские имена; Бори-слав, Влади-слав, Свято-слав.

Выбрав для расшифровки определенную группу рисунков, болгарский лингвист установил фонетическое звучание 10 слогов. Они помогли сдвинуться с места, ибо было найдено с большой достоверностью несколько собственных имен. Так, из знаков РОГ, ХВОСТ, ЛЕТЯЩАЯ ПТИЦА и других, было составлено имя ТАРХУМУВА. Удача здесь в том, что личные двухосновные имена хеттов и лувийцев довольно часто оканчивались именно на слог МУВА. Академик не мог не быть довольным таким совпадением. Как тут ни вспомнить слова Шампольона, разгадавшего дневнеегипетские иероглифы: «Вдохновение разгадки — вот настоящая жизнь».

Еще раз В. Георгиев убедился в правильности своей методики, когда нашел на диске второе имя: ЯРАМУВА. Такое имя хорошо известно ученым по хетто-лувийским надписям на известковых камнях и мраморных плитах, найденных в юго-западной части Турции.

Из другой группы знаков, куда входили изображения ПЕЧАТЬ, ХВОСТ, ГОЛОВА СОБАКИ и другие, получилось имя САРМАСУ. Оно тоже известно по лувийским надписям. Всего академик прочитал 11 собственных имен.

Конечно, работа длилась не один месяц и не один год. Все проверялось и перепроверялось, но постепенно складывался «словарь» письменных знаков Фестского диска.

Не так давно в журнале «Балканское языкознание» вышла статья академика В. Георгиева, где дается окончательный вариант дешифровки:

Сторона А

Когда Яра готовился в поход против Лилимувы, то не успел отправиться, ибо Ярамува отстранил своего любимца и сам уничтожил Лилимуву.
Тархумува однако решил насчет Яра, чтобы тот отошел на отдых. Тархумува был в плохих отношениях с Лилимувой. Тархумува решил, чтобы сам Яра находился на отдыхе во дворце.
Тархумува напал на Санданию, а Апупимува убежал на Самос.
Упарамува встречал всех во гневе за свой ущемленный интерес. Рунда однако прибег к силе и оттеснил его. Сармасу отступил ближе к Ярамуве.

Сторона Б

Сарма замыслил и открыто выполнил свой план — он натравливал других. Его же подстрекала Троя, но я ее сторожил.
Сара, разгневанный на Эфесос, выиграл дело в свою пользу. Троя его подстрекала.
Сармасу, когда освободился, подошел и воздействовал силой. Троя его поощрила.
После победы над Яриной он отошел к Ялисосу, обложил тяжелой данью, но проявил снисхождение и ушел в Газену.
Но Яра разгневался за унижение. Яра собрал зерно, обеспечил мне счастливое пребывание и поклялся, что не станет создавать неприятности, посколько это не в его интересах.
Сандатимува.

Итак, как утверждает академик В. Георгиев, содержание пиктографического текста, нанесенного на глиняный диск, — это краткая историческая хроника или же доклад, посланный царю в Фестос. Автор текста Сандатимува. Он рассказал о важных событиях в Малой Азии, сложных взаимоотношениях между различными племенными вождями. Особое значение приобретает упоминание Трои.


Автор - Герман Малиничев
http://www.unbelievable.su/articles.php?id=408
http://allex-2010.narod.ru/Lykia.html

Послесловие.

Возможно и это тоже только один из возвожных вариантов расшифровки Фетского Диска. Предлагаемый вариант явно содержит, как сейчас принято называть государственную тайну, и не предназначен для посторонних ушей. Судя по переводу в те неспокойные времена. Когда не только похищение чужих жен, но и не осторожно брошенное слово могло стать причиной кровопролития. Круговое письмо с пиктограммами это возможная дипломатическая шифровка тех времен. Глина для таких целех достаточно удобный материал, при условии, если Фетский Диск доставлялся морем. Кушать не надо. Кинул за борт и доклад на дне. В подтверждение этого есть факт, что Диск редактировался, словно поступила новая информация от местной агентуры. Если посуху, то явно доставка сложнее...

Ключом к раскрытию назначения диска могут стать предметы, найденные вместе с ним. Поскольку Фестский Диск обнаружили в подземном храмовом хранилище, вероятно, все же, что он имел культовое предназначение. Текст представлял собой священный гимн или ритуальное заклинание. Некоторые знаковые группы в тексте повторяются, что может быть припевом. Возможно, каждая сторона диска отображает куплет песни, гимна или ритуального заклинания... Тогда другой факт- глина из Ликийского Царства... Опять загадка.

Просмотров: 1267 | Добавил: Валерий | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 rednaxela  
Текст Фестского диска — это перечень посвящений высокопоставленных правителей Крита, вероятнее всего, богу Луны, скопированных изготовителем диска, или с надписей, выполненных в форме трех двусторонних секир, или с надписей на самих подобных секирах из дворцовых или пещерных святилищ. Одна из этих секир, самая большая, четырехлезвийная, возможно, использовалась и как лунный календарь. Сам диск, — Луна в полнолуние, — своего рода переносной вариант этих посвящений и календаря. Эти посвящения делались для того, чтобы получить благословение бога Луны. Возможно, что количество посвящений каждого правителя зависело от количества у него строений (дворцов и вилл). Отсюда, и ещё одно предназначение Фестского диска — оберег в виде клубка змеи для этих строений и всех живущих в них, т.к. у минойцев считалось, что змея в доме приносит Божье благословение. Фестский диск был изготовлен до крупнейшего землетрясения в 1700 г. до н.э. разрушившего ранний дворец. Так как диск, как оберег, не уберёг этот дворец от разрушения, то его позднее "наказали" — замаскировали под слоем штукатурки в главной ячейке тайника постройки.
Подробнее смотри сайт: http://phaestos-disk.at.ua

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]